В буквальном переводе слово \"санскрит\" означает \"культура\", а также \"освящённость\", \"благородность\". Это литературный вариант одного из древнеиндийских языков, относящийся к индоевропейской языковой семье. \"Санскрита\" – так звучит слово \"санскрит\" на самом санскрите. В русский язык слово \"санскрит\" пришло из хинди, на котором оно звучит так же, как и на русском.
Санскрит является языком ведических наук, внёсших и продолжающих вносить огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. На нём написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие неоценимое влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии, а также и Европы. Санскрит используется в Индии до сих пор как язык гуманитарных наук и культа, а в узком кругу – как разговорный язык. На санскрите издаются газеты и журналы, ведутся радиопередачи (на нём ведёт одну из своих передач радиостанция \"Немецкая волна\").
Согласно мнению многих учёных, одним из центров возникновения современной цивилизации являлась область Средней Азии. Это мнение перекликается с библейско-кораническим утверждением о том, что именно сюда после изгнания из рая был сброшен Адам.
По мере роста населения люди покидали места своего первоначального обитания и расселялись по всей земле. Отсюда вытекает вывод о том, что разнообразные языки возникли из одного праязыка-основы.
Этот первобытный народ известен под названием ариев. Как считают индийские языковеды, из племён ариев, ушедших на запад, образовались народы, говорящие на германских, романских и других арийских языках. Из племён, ушедших на север, возникли языки славян, тюрков и литовцев. Племена, отправившиеся на восток, образовали две группы. Одна из них осталась на территории современного Ирана, где через мидийский язык сформировался современный язык фарси.
Другая группа через Гиндукуш и долину Кабула пришла в Индию. Именно в этой группе впоследствии сложился санскрит, из которого через народныe языки (пракриты) возникли современные индоарийские языки.
Арии, переселившиеся в Индию, говорили на так называемом ведическом санскрите, который ещё называют деванагари – \"[языком] из обители богов\". Большая часть Вед написана именно на этом языке. Значительно более поздний отшлифованный язык \"Махабхараты\", \"Рамаяны\" и произведений Калидасы известен как эпический санскрит. Язык остальной литературы на санскрите называют классическим санскритом.
Из наскальных надписей царя Ашоки (273-232 гг. до н. э.) и из книг выдающегося языковеда Патанджали явствует, что за 300 лет до нашей эры в Северной Индии употреблялся язык, включавший в себя несколько значительно отличавшихся друг от друга диалектов. Он возник в результате неправильного произношения арийского языка женщинами, детьми и шудрами. Этот народный язык называют пракритом от слова пракрити (природа), то есть, \"естественный, деревенский, грубый\". В более узком значении он называется ещё вторичным пракритом в отличие от первичного пракрита, который уже существовал во времена Вед, из которого и сложился вторичный пракрит – вульгарный санскрит.
Стремясь спасти \"язык богов\" от испорченного пракрита, учёные-пандиты ведического периода очистили его и ограничили грамматическими нормами. Этот очищенный и облагороженный язык и был назван санскритом.
Что касается вторичного пракрита, то он получил широкое развитие благодаря буддизму. В настоящее время он известен как язык пали.
Палийская форма пракрита постепенно распалась на 3 ветви: шаурасени, магадхи и махараштри.
В Бихаре, где был распространён магадхи, существовал ещё один язык, который образовался в результате смешения магадхи и шаурасени – ардхамагадхи. На ардхамагадхи написаны древние джайнистские книги.
Спустя некоторое время развитие письменного вторичного пракрита фактически остановилось, а разговорный язык продолжал развиваться и видоизменяться.
Ревнители письменного пракрита называли этот язык апабхранша – \"испорченным\". Фольклор на апабхранше развивался вплоть до XI века. Арийские языки Индии возникли именно из апабхранши. Хинди, например, сложился благодаря слиянию двух диалектов: нагара-апабхранши и ардхамагадхи-апабхранши. После мусульманского завоевания Индии под влиянием арабского языка и фарси из хинди выделился мусульманский его вариант – урду, являющийся сейчас государственным языком Пакистана.