Основной целью тренинга является освоение ряда методов, приводящих к "раскрывающей медитации". Это состояние, при котором достигается наиболее полная чувствительность и открытость сознания всему происходящему внутри и вовне человека. Можно сказать, что сознание находится при этом в состоянии созерцания, когда наше внимание не направлено на что-то конкретно, а равномерно распределено между всеми органами чувств. В этом состоянии теряется ощущение границы, отделяющей наше внутреннее пространство от внешнего мира, за счет этого достигается переживание более глубокого, "внутреннего" понимания всего, что нас окружает и достигается эффект "кругового" восприятия, когда одинаково хорошо осознается все происходящее вокруг нас, независимо от направления.

Такое состояние сознания является основным, "рабочим" состоянием в различных традициях, например, в буддизме, суфизме, во "внутренних" стилях боевых искусств и т.д.

Для западного "объектно-ориентированного" мышления важность такого состояния сознания понимается с трудом. Гораздо понятнее кажутся методы, основанные на концентрации внимания, приводящие к достижению различных "сиддхи". Но именно созерцание приводит, со временем, к существенной трансформации личности, к освобождению от оков Эго и, в конечном счете, к просветлению.

Не нужно думать, что движение в этом направлении обязательно должно сопровождаться отказом от каких-то приятных, но "вредных" привычек, к потере индивидуальности. Наоборот, развитие состояния созерцания приводит к освобождению от тех или иных навязанных нам комплексов, к более глубокому пониманию событий и явлений, к большей внутренней энергии и более яркому переживанию жизни.

Огромное количество психотехнических приемов относится к классу ДЕКОНЦЕТРАТИВНЫХ. Принцип деконцентрации (рассредоточения, распределения) внимания противоположен методам концентрации (сосредоточения, точечной однонаправленности) внимания, хотя, на самом деле, отличие заключается лишь в способе эксплуатации одних и тех же МЕХАНИЗМОВ ВНИМАНИЯ. Внимание можно либо "заковать в наручники" (концентрация), либо дать в руки что-нибудь потяжелее и заставить держать (деконцентрация). (В йогической традиции эти методы именуют ПРАТЬЯХАРОЙ)

За 2 приёма мы рассмотрим с вами 2 варианта – ВИЗУАЛЬНОЙ и АУДИАЛЬНОЙ (звуковой) деконцентрации.

ВИЗУАЛЬНАЯ деконцентрации.

- 1-й этап - ПЛОСКОСТНАЯ деконцентрация.

- Распределяем равномерно внимание на ВСЕ видимые объекты.

- Отдельно пытаемся уделить больше внимания объектам, находящимся на границе поля зрения - сверху, справа, внизу, слева.

- Снова схватываем вниманием все объекты. Вычеркиваем из восприятия ощущение перспективы. Для этого представляем ВОСПРИНИМАЕМУЮ ВИЗУАЛЬНУЮ КАРТИНУ, КАК БЫ НАРИСОВАННУЮ НА ХОЛСТЕ или как огромную фотографию. Представлять визуальную картину именно нарисованной (а значить созданную чьим-то воображением) предпочтительнее.

- Стараемся воспринимать всем телом. Голова "отдыхает". Держим некоторое время плоскостную деконцентрацию.

2-й этап - ОБЪЕМНАЯ деконцентрация.

- Из состояния плоскостной визуальной деконцентрации вытягиваем перспективу - это не сложно, нужно просто ВЫТЯНУТЬСЯ ВНИМАНИЕМ ВДАЛЬ.

- Если пространство ограничено стенами помещения или другими объектами (вы в лесу, скажем), можно попробовать следующий прием. Переключить внимание на воздух, заполняющий объем помещения или заполняющий пустоты между объектами (деревьями в лесу), ОЩУТИТЬ ИМЕННО ПУСТОТЫ между объектами и деконцентрироваться по ним. В результате объемной деконцентрации мы начинаем ОЩУЩАТЬ ИМЕННО ПРОСТРАНСТВО в котором расположены видимые объекты.

- Тут также делаем смещение восприятия - в тело.

Поскольку в результате объемной мы начинаем ощущать пространство, логичным завершением данного упражнения будет деконцентрационное ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ОБЪЕМУ "ВИРТУАЛЬНЫХ" (невидимых) пространств.

- Подключить "небо" не тяжело. Достаточно вытянуться вниманием вверх в бесконечность и подключить бесконечность к видимому объему КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ объект деконцентрации.

- Объем "за спиной".

Уходим вниманием назад за спину, пытаемся ощутить пространство сзади. Здесь отчетливо проявляется инерционность перестройки внимания. Надо подержать, сразу пространство сзади ощутить тяжело.

Можно воспользоваться следующим приемом:

- Сначала воображаем картину сзади. Мы же знаем, примерно, где и что там находится.

- Воображаем перед собой зеркало во весь рост. Затем перемещаем это зеркало сквозь себя назад так, чтобы плоскость зеркала оказалась как бы на спине. Только необходимо четко провести вниманием плоскость зеркала сквозь тело, желательно с соответствующими тактильными ощущениями.

- Теперь как бы смотрим в зеркало назад. Мы не стремимся разглядеть объекты за спиной, а ВЫТЯГИВАЕМСЯ ВНИМАНИЕМ, чтобы ощутить пространство.

- Для объединения пространств, перемещаем зеркало вперед четко на осевую линию тела и смотрим в зеркало назад и вперед одновременно. Когда возникнет интегрированное ощущение, подключаем верх, низ, смещаем восприятие в тело.

- Пребываем в этом состоянии восприятия некоторое время.