Еврейские притчи

 

 Взгляд и вздох

 

   Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы, а другой - бедным работником. Учёный сосед вставал до зари и спешил в синагогу. После нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся домой, наскоро завтракал и возвращался в синагогу, чтобы заниматься до обеда. Затем он шёл на рынок, где заключал небольшие сделки, обеспечивавшие ему средства для удовлетворения насущных потребностей, и возвращался в синагогу. Вечером, после молитвы и трапезы, он снова засиживался над священными книгами до глубокой ночи. Бедный сосед также вставал рано. Но его положение не позволяло ему уделять много времени изучению Торы. Несмотря на то, что он много работал, ему едва удавалось заработать на хлеб. Поспешно помолившись на рассвете с первым миньяном, он приступал к работе, которая отнимала у него весь день и большую часть ночи. В субботу, когда у него наконец появлялась возможность взять книгу в руки, он быстро засыпал от усталости. При встрече во дворе учёный сосед бросал удовлетворённый взгляд на бедного работника и спешил к своим праведным занятиям. Бедный вздыхал и думал: "Какой я несчастный и какой он счастливый. Мы оба спешим, он - в синагогу, а я - по своим земным делам". Но вот эти два человека завершили своё пребывание на земле, и их души предстали перед Небесным Судом, где жизнь каждого человека взвешивается на чаше весов Божественного Правосудия. Ангел-адвокат положил на правую чашу весов главные добродетели учёного: многочисленные часы изучения Торы, молитвы, умеренность, честность. На левую чашу ангел-обвинитель положил единственный предмет: удовлетворённый взгляд, который учёный время от времени бросал на соседа. Левая чаша медленно начала опускаться, сравнялась с правой, а затем перетянула её, хотя груз на той был весьма тяжёлый. Когда бедный работник предстал перед Судом, ангел-обвинитель положил на левую чашу весов его жалкую, духовно ничтожную жизнь. Ангел-адвокат мог предложить лишь один предмет: печальный вздох, издаваемый работником при встрече с учёным соседом. Но именно этот вздох и уравновесил всё, что лежало на левой чаше, поднимая и оправдывая каждое мгновение тяжкого труда и нищеты, испытанных при жизни этим работником.

Проклятие-благословение

 

   Рабан Гамлиель выдавал дочь замуж.

   — Благослови меня, отец! — попросила дочь.

   Рабан Гамлиель произнес:

   — Да будет воля Господня, чтобы ты более не переступала моего порога.

   Родив сына, она снова стала просить отца благословить ее.

   — Да будет воля Господня, — произнес рабан Гамлиель, — чтобы слова «Горе мне!» были обычным твоим восклицанием.

   — Отец! — сказала дочь. — Два торжества были у меня — и оба раза ты проклял меня!

   — Нет, дочь моя, — ответил рабан Гамлиель, — не проклятия это были, но благословения: я пожелал тебе столь счастливой и радостной жизни в доме мужа, чтобы никогда надобности не было тебе возвращаться в мой дом. Затем, я пожелал сыну твоему жить и расти, а тебе заботиться о нем, то и дело восклицая: «Ах, горе мне, я еще сына не накормила!», «Горе мне, я еще сына не напоила!», «Горе мне, я еще в школу его не отправила!»

Победа человеколюбия

 

   Некий человек лишил своих не совсем безупречных детей наследства, а завещал все имущество свое Ионатану бен Узиэлю. Как же поступил Ионатан? Треть имущества продал, треть пожертвовал на богоугодные дела и треть возвратил наследникам.

   Узнал об этом Шаммай и восстал с негодованием против Ионатана (за возвращение наследникам части имущества).

   — Шаммай, — сказал ему в ответ Ионатан, — если ты считаешь себя вправе отобрать то, что продано мною, и то, что посвящено мною Богу, тогда отбери, пожалуй, и то, что возвращено мною бедным наследникам. А если ты первого не можешь сделать, то ты и последнего сделать не вправе.

   И Шаммай мог только сказать:

   — Смело ответил мне бен Узиэль, смело ответил, но победил меня.

 

   Хасидские притчи

   Хасидские притчи – это притчи, отражающие мировоззрение сторонников учения хасидизма – религиозно-мистического течения в иудаизме...

О МОЛЧАНИИ

 

   Р. Менахем-Мендл из Ворки: "Лучше бессмысленное молчание, чем бессмысленные речи".

   Р. Менахем-Мендл из Коцка: "Как жаль, что люди учатся говорить в детстве, а молчать - в старости, а не наоборот".

   Р. Ханох-Гершон из Радзина: "Лучше молчание дурака, чем речь мудреца".

Милосердие

 

   - Ребе, сказано: "И возлюби ближнего своего...", но как можно любить злодея?! - спросил ученик рабби Шмельку из Никольсбурга.

   - Каббала учит, что все еврейские души - одна душа, что все мы от одного духовного корня и связаны неразрывными узами. А теперь, спрашиваю я тебя, скажи: если рука твоя ошибется и сделает больно телу, станешь ли ты бить ее палкой, чтобы наказать злодейку? Станем ли гневаться на ближнего, станем ли терзать его плоть и душу, если ясно сказано: мы с ним - части одного целого, плоть от плоти, родные души.

 

   Богатство и мудрость

 

   Один человек спросил суфийского мистика Баал Шема:

   — Что является более важным и ценным: богатство или мудрость?

   Спрашивающий имел свои собственные соображения на этот счёт. Поэтому Баал Шем засмеялся и сказал:

   — Конечно же, более значительной и более ценной является мудрость.

   Человек сказал:

   — Тогда, Баал Шем, скажите, почему вы, мудрый человек, ходите в дома богатых людей, но я никогда не видел, чтобы богатые люди ходили в ваш дом?

   Баал Шем улыбнулся и сказал:

   — Да, мудрые люди ходят к богатым, потому что они мудры и знают цену богатству, а богатые — это просто богатые и ничего больше. Они не могут понять цену мудрости.