Дзен-буддизм – это образ жизни и взгляд на жизнь… Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют «ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ».

 

Суфизм - духовная мистическая традиция, исторически связанная с исламом, но корнями уходящая в глубины истории. В суфизме присутствуют элементы наследия самых разных религиозных систем.

 

Дзенские  притчи

В чём истина?

 

    Когда после многих лет, проведенных в Шаолиньской обители, Бодхидхарма решил покинуть Поднебесную, он перед уходом собрал вокруг лучших учеников, дабы выяснить: что же они поняли, учась у него?

   Первый ученик сказал:

   - Истина находится вне "да" и "нет"; утверждение или отрицание - лишь путь для истины.

   Учитель кивнул и ответил:

   - У тебя моя кожа.

   Второй ученик сказал:

   - Истина подобна взгляду подвижника Ананды на Землю Будды - он уидел ее однажды и навеки.

   Учитель кивнул и ответил:

   - У тебя моя плоть.

   Третий ученик сказал:

   - Истина лежит вне вещей и реальности, ибо они лишь затемняют ее. Лишь дух есть подлинная истина и реальность.

   Учитель кивнул и ответил:

   - У тебя мои кости.

   И наконец последний ученик поклонился Бодхидхарме, улыбнулся и промолчал.

   Учитель улыбнулся в ответ и сказал:

   - У тебя моя суть.

Чашка чая

 

   Hан-ин, японский учитель Дзен, живший в эpу Мейдзи (1868-1912), пpинимал у себя унивеpситетского пpофессоpа, пpишедшего узнать, что такое Дзен. Hан-ин пpигласил его к чаю. Он налил гостю чашку довеpху и пpодолжал лить дальше.

   Пpофессоp следил за тем, как пеpеполнялась чашка, и, наконец, не выдеpжал: "Она же пеpеполнена. Больше уже не войдет!"

   "Так же как эта чашка,-сказал Hан-ин,-Вы полны Ваших собственных мнений и pазмышлений. Как я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили свою чашку ?"

Повиновение

 

    Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей различных сект и рангов. Он никогда не цитировал сутры и не увлекался схоластическими рассуждениями. Его слова шли от его сердца прямо к сердцам слушателей.

    Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Hичирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный нитиренский священник пришел в храм, намереваясь поспорить с Банкеем.

    "Эй, дзенский учитель!,-позвал он.-Подожди минутку. Всякий, кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?"

    "Подойди ко мне и я покажу тебе".- сказал Банкей.

    Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю.

    Банкей улыбнулся. "Стань слева от меня".

    Священник повиновался. "Hет,-сказал Банкей,-нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда". Священник с достоинством перешел направо.

    "Видишь,-сказал Банкей,-ты повинуешься мне, и мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай".

Мое сердце пылает как огонь

 

    Сен [Сйон] Саку, первый дзенский учитель в Америке, говорил:"Мое сердце пылает: как огонь, глаза холодны, как мертвый пепел." Он создал правила, которые выполнял всю свою жизнь.

    Вот они:

    Утром перед одеванием воскури ладан и медитируй.

    Ложись спать в определнный час.

    Принимай пищу через определенные интервалы.

    Ешь умеренно и никогда не досыта.

    Будь наедине с собой таким же, как при гостях.

    Будь при гостях таким же, как наедине с собой.

    Слеи за тем, что говоришь, и все, что сказал, выполняй.

    Если приходит благоприятный случай, не позволяй ему пройти мимо; кроме того, прежде, чем действовать, дважды подумай.

    Hе сожалей о прошлом. Смотри в будущее.

    Пусть у тебя будет бесстрашие героя и любящее сердце ребенка.

    Оставшись один для сна, спи, как будто это твой последний сон.

    Просыпаясь, сразу же оставляй свою постель, как будто ты оставляешь пару старых ботинок.

Суфийские притчи

Не заблуждайся

 

   Однажды в Китае был большой праздник, на который собралось много народа. Там был колодец без всякого ограждения, и в него упал человек. Он очень громко кричал, но праздник был такой большой, шум стоял такой, что никто не слышал его. В это время один бхикшу, буддийский монах, подошел к колодцу — он хотел пить. Монах посмотрел вниз и обнаружил человека, который кричал, плакал и говорил: «Пожалей меня, спаси поскорее!»

   А бхикшу в ответ: «Никто не может спасти кого-нибудь другого — это то, о чем говорит Будда: будь сам себе светом! Никто не может никого спасти — это невозможно. Не жди этого! И более того, Будда сказал, что каждый человек должен пережить свою карму. Ты, должно быть, совершил какие-то грехи в прошлом и теперь должен страдать, — так и страдай спокойно. И нечего страдать и поднимать столько шуму, — крича и плача, ты нарабатываешь себе новую карму».

   Человек сказал ему: «Сначала спаси меня, а затем я с удовольствием послушаю твою проповедь. Сейчас я просто не в состоянии слушать тебя!»

   Но бхикшу пошел дальше, потому что Будда сказал ему: «Не вмешивайся в чужую карму».

   Затем подошел монах-конфуцианец. Он заглянул в колодец, и человек снова закричал: «Спаси меня! Я умираю, а никто, кажется, не слышит!» Монах ответил: «Конфуций прав: он сказал, что каждый колодец должен быть окружен стеной. И не волнуйся, пожалуйста, мы создадим огромное движение! Мы изменим все общество, мы заставим правительство сделать стену вокруг каждого колодца! Не беспокойся!»

   Человек из колодца ответил: «Да к тому времени я уже концы отдам! И какая мне от этого польза, если я уже упал!»

   Конфуцианец сказал: «Это не имеет большого значения, индивидуум вообще не имеет большого значения. Индивиды приходят и уходят — весь вопрос только обществе. Но ты можешь умереть с большим утешением ума, что больше ни с кем такого не повторится! О, Конфуций — это великий социальный реформатор!»

   Затем к колодцу подошел христианский миссионер. Он заглянул в колодец — и до того еще, как человек закричал опять хоть что-нибудь, он открыл свою сумку и там оказалось ведро с веревкой, ибо христианский миссионер готов служить человеку еще задолго до того, как тот что-либо произнес, а тот и в самом деле уже устал и думал: «Все, это мой конец, — и это религиозные люди!» Христианский миссионер кинул ему веревку с ведром и крикнул: «Лови! Я тебя вытащу!»

   О, как этот человек был ему благодарен! Выбравшись, он сказал: «Ты — воистину единственный религиозный человек!»

   А христианский миссионер сказал ему: «Не заблуждайся! У нас сказано — пока не станешь слугой самому последнему из вас, не достигнешь Царства Божьего! Поэтому запомни хорошенько — снова и снова падай в колодец, и научи детей своих падать в колодец, тогда мы сможем снова и снова спасать их, потому что как же мы попадем в рай, если вы перестанете падать?»

Момент во времени

 

   — Что есть Судьба? — спросил у Насреддина один ученый.

   — Бесконечная последовательность взаимосвязанных событий, причем каждое влияет на другое.

   — Это едва ли удовлетворительный ответ. Я верю в причину и следствие.

   — Очень хорошо, — сказал Мулла. — Взгляните-ка сюда.

   Он указал на процессию, проходившую по улице.

   — Этого человека ведут вешать. Потому ли это, что кто-то дал ему серебренную монету и он купил на эти деньги нож которым он совершил убийство; или это потому, что кто-то увидел, как он совершил его; или потому, что никто не остановил его?

Чаша Желаний

 

    В одном государстве жил молодой царь. Он был очень горделив и властен. Когда он проезжал по своим владениям, народ падал ниц и кричал:

   - Виват, император!

   А сзади шел казначей и кидал этим согбенным фигурам золотые монеты. Люди же были готовы перегрызть глотки друг другу за эти монеты с императорской казны, роясь в грязи в их поисках. Тех же, кто не покорялся и не преклонял головы перед его светлостью, сзади шедший палач рубил головы.

   И вот, однажды, шествуя подобным образом, он заметил одного монаха, который не склонял головы и мало того - шел ему навстречу. Палач, увидя это, поспешил опередить императора дабы отрубить непокорному голову. Так как уже не одна голова слетала с плеч по прихоти императора- вольнодумца. И в тот момент, когда он уже замахнулся обезглавить непокорного, услышал зычный голос своего повелителя:

   - Стой!

   Молодой царь кинулся к этому странствующему дервишу, упал на колени и поцеловал его засаленный халат.

   Народ возмутился этому и начал недовольно кричать:

   - Виват, Император! - в надежде быть осыпанными золотыми монетами. Но император узнал в этом дервише своего отца, который отрекся в его пользу от престола и отправился искать истину.

   - Отец, как я рад, что ты вернулся!

   - Нет, я не вернулся. Я был на том краю земли и вот теперь иду на другой край. А дорога моя лежит через твои владения...

   - Но это и твои владения! Отец, мне больно видеть тебя в этих жалких одеждах. Казначей, отсыпь ему золота, сколько б ни попрсил!!!

   - Нет, сын. Просто накорми меня или дай несколько монет, дабы я мог купить себе пропитание. - и протянул ему свою деревянную миску-чашу. Император велел наполнить чашу. Но когда казначей начал ее наполнять, он оказывалась пустой. Тогда император возмутился и велел высыпать туда мешок золота. Но все повторилось - чаша была пуста.

   Тогда молодой царь велел привезти подводу золота, ему было наплевать, опустеет ли казна от этого - перед ним был его отец.

   И вот, на сороковой подводе, сын воскликнул:

   - Отец, я не пойму, мы высыпали туда 40 подвод золота, но она по-прежнему пуста!

   - Сынок, я рад, что ты уже на 40-й подводе задумался над этим вопросом. Ты слишком рано это понял. Я ради этого отказался ото всего, кинул в нее своё царство, здоровье, молодость, в общем все, что имел, но она как видишь - по прежнему пуста!

   Ибо это есть чаша наших желаний и, отупляющая жажда наполнения ее отнимет у нас все что мы имеем....... В нее мы можем положить и жизнь, но полнее она от этого не станет!