Но настоящий прорыв в отношении к шаманизму произошел, когда Р. Гордон Вассон, американский банкир, написал статью «Поиск волшебных грибов», которая была опубликована в журнале «Life» в мае 1957 года. В ней он описывал опыт употребления галлюциногенных грибов мексиканской шаманкой Марией Сабиной, которую, пытаясь скрыть ее истинное имя, называл Евой Мендес.

До того времени исследования о шаманах были доступны исключительно антропологам и другим ученым, а теперь несколько сотен тысяч читателей журнала «Life» узнали об этом. Внезапно мир шаманов оказался открыт широкой аудитории, и волны западных туристов поколения хиппи заполонили деревни Мексики.

Еще больший рост интереса к данному феномену возник в 1968 году, когда студент антропологии Калифорнийского университета Карлос Кастанеда опубликовал свой отчет о наблюдении за колдуном племени яки, которого звали дон Хуан.

Несмотря на то, что большинство антропологов проводили четкое различие между шаманом, который устанавливал контакт с миром духов для того, чтобы помочь и исцелить, и колдуном, который использовал те же действия для личного блага или даже для того, чтобы причинить вред другим, работа Кастанеды стала частью популярной литературы по шаманизму.

Однако в то время как работа Карлоса Кастанеды о доне Хуане стала пользоваться чрезвычайной популярностью, многие антропологи и другие ученые подвергали сомнению достоверность его работы, выражая серьезные сомнения в том, пережил ли он в действительности все, о чем писал.

Распространено мнение, что Кастанеда действительно провел реальные исследования, по крайней мере, вначале; а затем он, возможно, позаимствовал данные из других научных работ для того, чтобы придать повествованию более правдоподобный характер. Независимо от того, был ли Кастанеда абсолютно достоверен или нет, он создал работу, привлёкшую внимание миллионов читателей, что привело к появлению новых книг. В 1998 году Кастанеда даже опубликовал книгу об энергетических упражнениях, основанных на приемах мексиканских шаманов, названную «Волшебные пассы».

Несмотря на все разногласия относительно того, был ли дон Хуан настоящим шаманом или колдуном и действительно ли Карлос Кастанеда проводил исследования или написал в большей степени вымышленную работу, основанную всего лишь на незначительных исследованиях, книга Кастанеды способствовала росту интереса публики к шаманизму.

В течение 1960— 1970-х годов антропологи и другие ученые продолжали исследовать мир шаманизма все более пристально, чаще принимая непосредственное участие в обрядах шаманов.

Например, в 1974 году антрополог Барбара Маерхофф опубликовала работу «Поиски пейота: священное путешествие к индейцам хуичол», в которой описала свой опыт путешествия с индейцами племени хуичол в Мексике через пустыню в поисках пейота, который используется в их церемониях.

Перед поездкой она проглотила немного пейота под руководством одного шамана племени хуичол, и испытала растущую эйфорию, чувство доброжелательности, потерю представления о времени и пространстве.

Кроме того, Маерхофф испытала ощущение, будто, плывя по поверхности воды, она зацепилась за ветви огромного Древа Жизни,  также  называемого axis mundi или мировым столбом, который соединяет землю с подземным миром и небесами.

Для нее это было чрезвычайно важное видение, так как это дерево шаманы используют для того, чтобы совершить свое магическое путешествие. Образ, который предстал перед ней, было точно таким же, как майянская резная фигура, которую она увидела несколько лет спустя.

Хотя Тимоти Лири не называл это шаманизмом, его призыв «настройся и отрубись» сыграл некоторую роль в исследовании шаманизма и того, чтобы открыть возможность обнаружения других путей изучении измененных состояний сознания.

Мне довелось принять участие в этих исследованиях шаманизма в Калифорнии, в том числе посетить ряд институтов  в Эсалене, имевших своей целью изучение измененного состоянии сознания, от гипноза до снов.

Многие наркотические вещества, когда-либо используемые шаманами, были легко доступны — от псилоцибина до грибов, пейота, а также ЛСД, хотя их применение не оговаривалось в официальном учебном плане.

Некоторые западные деятели начали также заимствовать определенные приемы у индейских шаманов и превращали их в свод правил; например, Брант Секунда проводил «Семинары по танцу оленей» для того, чтобы показать остальным приемы шаманов племени хуичол и то, как они ищут пейот.

Он стал учеником дона Хосе Матсава из Мексики на 12 лет, в течение которых изучил древние приемы, был принят группой в качестве шамана и сей­час работает с внучкой дона Хосе Матсава донной Хосефой Медрано и продолжает дело ее деда. Среди прочего, он руководит группами, которые учатся магическим видениям, и водит паломников к священным местам индейцев хуичол.

Однако в этот период представители современной медицины не собирались мириться с тем, что шаманизм становится все более широко известен; правительства в странах, где был распространен шаманизм, объединили свои силы с официальной медициной и церковью. Они начали преследовать шаманов, пытаясь положить конец их деятельности.

Определенный парадокс заключался в том, что в странах, где традиционно существовали шаманы, их преследовали, пытаясь уничтожить шаманизм, а в это же время на Западе популярность шаманизма росла.

Шаманы покоряют мир; с 1980-х годов и по сей день

С 1980-х годов распространение шаманизма приобретает глобальный характер, так как традиционные общества становятся все более тесно связаны с современным западным обществом, которое активно вбирает в себя традиционные и новые разновидности шаманизма. К тому же многие антропологи обратились к изучению шаманских методов этнических целителей в городах. Их лечебные приемы принято сегодня называть этпомедициной.

Повсюду в Латинской Америке антропологи начали исследовать работу курандерос, или народных целителей, которые проводили исцеляющие церемонии для одного пациента или группы. Эти целители обычно использовали традиционные травы, магические объекты, табак и путешествия в трансе, чтобы найти поддержку духовных помощников.

Среди наиболее известных исследователей были Дональд Джоралемон и Дуглас Шарон, которые описали 14 целителей в своей книге «Волшебство и шаманизм: курандерос и клиенты в современном Перу».

Некоторые из городских целителей стали достаточно известными в результате этих антропологических исследований.

Например, после того, как  Дуглас Шарон описал Эдуардо Кальдерона Памелино, перуанского куранде-ро и художника, Эдуардо стал достаточно известным. Шарон был первым, заинтересовавшимся курандерос, за ним последовали журналисты и телеведущие. Об Эдуардо вскоре был даже снят документальный фильм.

Шаманы говорят:

Медицину, которая существует сегодня, можно подразделить на три главных направления:

  • традиционная медицина — обычная, современная медицина, основанная на биологическом понимании заболевания;
  • этномедицина — этот термин используется для обозначения подхода к лечению заболеваний на основе поверий и приемов, существующих в традиционных культурах;
  • народная медицина — термин, употребляемый антропологами и врачами для обозначения знахарства, которое противопоставляется традиционному подходу к определению и лечению заболеваний, существующему в современной медицине.

 

Шаманы обычно вовлекают в свою практику этномедицину и народную медицину.