Хороший пример того, как трансформируется шаманизм, — это разработанная система верований индейцев майя, включенная их шаманами, а позднее жрецами в свои ритуалы. Предшественниками майя были охотники-собиратели, которые почитали предков и имели шаманов. Они верили, что мир разделен на четыре части с помощью вертикального дерева, проходящего через него.

Цивилизация майя возникла около 1500 лет до н. э. и была миром громадных храмов и пирамид, каналов для орошения и плодородных кукурузных полей, а также имела сложнейшую систему верований, основанную на пантеоне богов, включая богов дождя и плодородия, очень могущественного бога-ягуара и священных царей.

Так же, как их предки — охотники-собиратели, — они верили в нижний мир, верхний мир и Мировое Древо, которое разрослось между двумя мирами подобно початку кукурузы, в то время как космическая змея пересекает небосклон.

В этом раннем обществе шаманы, входя в транс, пересекали этот мир, ища помощи у многочисленных духов, живущих за его пределами. Шаманизм майя включал в себя всю запутанную систему верований, которую разработала каста жрецов на высшем этапе развития цивилизации майя. В то время, когда испанцы наступали и завоевывали майя вместе с ацтеками и инками в Центральной и Южной Америке, майя позаимствовали главный христианский символ и даже объединили христианский крест со своим Мировым Древом.

Итак, сегодня шаманы майя предлагают комбинацию методов и верований, прошедших развитие от эпохи мира охотников через неолитическую революцию до расцвета цивилизации и нарастания влияния христианства. Трансформация шаманизма майя аналогична изменению и адаптации к изменяющимся условиям шаманизма по всему миру. И теперь шаманизм продолжает меняется.

Урбанистическая революция — это третье основополагающее изменение в истории человечества, и она обозначает начало той цивилизации, которую мы знаем. Начало этому процессу было положено около 3000 лет до н. э. в некоторых регионах; среди первых цивилизаций были Месопотамия и Египет. Около 1500 лет до н. э. начали развиваться первые города-государства в Центральной и Южной Америке, империи майя, ацтеков и инков.

Шаманизм большого города

Следующее большое изменение в обществе привело к развитию больших городов, и его обычно называют урбанистической революцией. Она началась около 3000 лет до н. э. во многих регионах, таких как Ближний Восток и Южная Азия.

Хотя в других регионах, таких как Америка, эта революция началась до 1500 года до н. э.; в некоторых регионах — гораздо позже. Тем не менее, где бы урбанистическая революция ни происходила, шаманы неуклонно адаптировались к ней, помогая людям в их городских проблемах.

Шаманизм — побочное занятие

В большинстве общин шаманизм стал специализированной деятельностью, выполняемой только несколькими членами племени, клана или иной группы. Это были люди, которым лучше всего удавалось входить в транс или в измененное состояние сознания.

 

Шаманы обычно совмещали свою духовную работу с повседневными действиями, такими как земледелие, выпас крупного рогатого скота или овец. По мере того как развивались ремесла, шаман мог стать ремесленником, практикуя шаманизм как побочное занятие.

С ростом городов шаманы становились лавочниками, плотниками гон­чарами, художниками или приобретали иные городские специальности. Люди по-прежнему обращались к шаману, когда болели или у них возникали другие проблемы, и шаман использовал приемы, которыми владел и к которым обращался в соответствии с системой верований людей.

Он учился у духов помогать и лечить, взывая к ним, когда возникала необходимость. В некоторых случаях шаманы рассматривались как часть религиозной организации наряду со священниками или другими членами духовенства. Но чаще всего шаманами были люди, которые оставались независимы и не являлись членами организованной религиозной группы.

Фактически антропологи часто выделяют это различие, подчеркивая, что священники получают свои власть и положение как представители организованной бюрократической и официальной религии, в рамках которой они проводят формализованные и стандартные обряды. В отличие от них, шаманы получают свою силу благодаря прямым контактам с духами.

Именно эта особенность нередко создает шаманам проблемы - когда их воспринимают как угрозу религиозной и политической сие теме; это ведет к многочисленным преследованиям шаманов. Но это уже совсем другая история, которую мы будем рассматривать далее.

Помните: священниками, которые являются частью религиозной организации и обретают свое положение и власть благодаря полученному образованию и тому, что они проводят установленные ритуалы и обряды. В отличие от них, шаманы получают свое положение и силу благодаря тому, что они входят в измененное состояние сознания и общаются непосредственно с духами.

В то время как шаманы чаще всего развивали способности и практиковали свое ремесло независимо, в некоторых случаях требовалось их участие в больших групповых ритуалах. Одной из таких групп были бушмены Канг в пустыне Калахари в Ботсване, где традиционно более половины мужчин племени танцуют и поют до тех пор, пока не впадут в транс, после чего способны исцелять все племя. Во время такого транса целитель может класть руки на участников обряда, чтобы освободить от болезни одного человека или племя в целом. Во многих группах бушменов племени Канг женщины также занимаются шаманизмом.