Гурджиев. Психологическая беседа
Мы поговорим теперь о наблюдении связей между центрами в форме многих «я». Как вы знаете, эта работа начинается с самонаблюдения, т.к. ее предметом является эта невидимая вещь, называемая «я сам», которую мы обычно считаем человеком индивидуальным. Первой вещью является понять, что вы не одно и то же лицо в различные моменты либо в один и тот же момент. В первой практике самонаблюдения вам необходимо наблюдать, что вы имеете совершенно различные центры, или умы, в себе, которые работают одновременно. Вы имеете мысли, эмоции и движения, беря только эти три центра, а именно: Интеллектуальный Центр, Эмоциональный Центр и Двигательный Центр. Это три крайне различные вещи. Теперь каждый человек - это дом собраний «я». Различные «я» в вас имеют свое представительство во всех этих трех центрах в большей или меньшей степени, и, таким образом, проявляется совершенно по-разному в каждом центре, фактически столь по-разному, что проходит долгое время, прежде чем мы сможем проследить проявление «я» во всех этих трех его формах.

Хотя существуют и другие центры, поговорим об Интеллектуальном, эмоциональном и Двигательном центрах. Каждое «я» в человеке представлено в этих трех центрах.

 ГОЛОВА
Интеллектуальный Центр

 СЕРДЦЕ
Эмоциональный Центр

МУСКУЛЫ
Двигательный Центо

(Представление одного «я» как имеющего «Голову», «Сердце» и некоторые мускулы.)

Человеческая Машина как Три центра

В попытке контролировать наблюдаемое «я» вы должны помнить, что есть нечто, что думает, чувствует и двигает, то есть представительство его в каждом центре различно. Управление человеческой машиной является поэтому трудным, т.к. все, что сформировано в ней психологически, именно как одно «я», представлено тремя совершенно разными способами, которые кажутся с первого взгляда несвязанными. Например, вы хмурите брови. Это находится в двигательном Центре. Но этот хмурый взгляд представлен в Интеллектуальном центре как мысль или граммофонная запись, то есть ряд мыслей, механически идущих круг за кругом. Полное наблюдение одного «я» является наблюдением его во всех центрах его происхождения одновременно.

Найдем теперь пример для общего обсуждения. Возьмем «Беспокойство».

Вопрос: Беспокойство есть форма отождествления? 

Буквально, это слово имеет значение раздирания или скручивания, или подпирания, или удушения; оно было первоначально связано со словом «скручивание», которое еще употребляется в выражении «выкручивать чьи-либо руки», один из внешних признаков беспокойства. Вы вспомните, что каждое психологическое или внутреннее состояние находит некоторое внешнее выражение через Двигательный Центр, то есть оно представляется в некоторых особых мускульных движениях или сокращениях и т.д. Вы могли заметить, что состояние беспокойства часто отражается сжатыми морщинами лба или скручивания рук. Состояние радости никогда не имеет такого выражения. 

Отрицательные состояния, состояния беспокойства или страха, или опасения, или депрессии, выражают себя в мускулах путем сжатия, изгиба, склонением корпуса и т.д. (и часто также слабостью мускулов), тогда как противоположные эмоциональные состояния отражаются в Двигательном Центре как растяжение, как стояние прямо, как вытягивание членов, ослабление напряжения и обычно путем ощущения силы. Чтобы прекратить беспокойство, люди, которые беспокоятся и потому слишком много хмурят брови или морщат свои лбы, сжимают свои кулаки, почти перестают дышать и т.д., должны начать расслабление мускулов, выражающих эмоциональное состояние, и освобождая дыхания. Расслабление вообще подразумевает, эзотерически говоря, идею предупреждения отрицательных состояний. Отрицательные состояния менее способны приходить, когда человек находится в состоянии расслабления. Вот почему так часто говорят, что необходимо практиковать расслабление ежедневно, путем прохождения внимания по всему телу и обдуманного расслабления всех напряженных мускулов.

Контроль Эмоционального Центра труден, частично потому, что он работает так быстро - в 30000 раз более быстро, чем формирующая часть Интеллектуального Центра, - что человек становится беспокойным или отрицательным, прежде чем он узнает это. Но Эмоциональный Центр сравнивается иногда в работе с неуправляемым диким слоном и двумя управляемыми слонами по обеим сторонам его - интеллектуальным Центром и Двигательным Центром. Дурные эмоциональные состояния, обычные плохие состояния беспокойства, раздражительности и т.д., должны сперва быть отмеченными, как существующие в ком-то. Как правило, люди не видят их состояний, но являются ими. Затем один из контролируемых слонов должен быть применен.

Рассмотрим, что значит видеть Интеллектуальный Центр в этом отношении. Это значит, что вы должны замечать мысли, которые продолжаются, когда вы беспокоитесь. Мы имеем некоторое количество воли над Интеллектуальным Центром, так что в небольшой степени мы можем контролировать мысль. Путем остановки или несопровождения, неверия, несоглашения мысленная часть беспокойства, один слон, так сказать, приводится бок о бок к неуправляемому Центру. Другой управляемый слон - это Двигательный Центр, под которым мы подразумеваем волю, если мы направляем внимание на него. Мы можем расслабить мускулы частей тела, мускулы вокруг рта и подбородка, мускулы языка и горла, глаз и т.д.

Беспокойство - это ошибочная работа центров. Оно всегда бесполезно, оно есть форма внутреннего рассмотрения, то есть отождествления. Это непрерывное смешивание отрицательного воображения с несколькими фактами. Это своеобразный род лжи среди многих других видов лжи, которые продолжаются в нас и загрязняют центры. Всегда легко беспокоиться, т.к. это дает облегчение и является, так сказать, формой самооправдания. Это близко к жалости к себе и насилию. Беспокойство не есть размышление. Ум изгоняется беспокойством, эмоциональным состоянием и затемняется. 

Внимание к чему-либо всегда помогает, ибо направленное внимание приводит нас в более сознательные части центров. Беспокойство не есть размышление о других. Это не есть внешнее рассмотрение. Беспокойство есть одна из вещей, которые показывают нам кое-что о нас самих, если мы отмечаем это критически и в течение долгого периода. Но вы не должны думать, что противоположностью беспокойства является безразличие. Вы можете и должны чувствовать «тревогу» о другом человеке, находящемся в опасности - смесь надежды и страха, но беспокойство является совершенно другим, ибо тогда входит во­ображение. Оно становится привычкой, точно так, как это делают столь многие другие отрицательные состояния, и люди, имея их даже воображают, что они лучше других, и чувствуя заслугу в беспокойстве. Люди даже думают, что это правильно - беспокоиться обо всем: о прошлом и будущем, о самих себе, о других. Но это просто не что иное, как серьезная отрицательная болезнь, трудная для излечения, ибо человек стал ничем иным, кроме как пущенной на обратный ход машиной для беспокойства. В этой связи вспомните одно из высказываний работы, где нас просят прежде всего отказаться от особой формы страдания. Это легко звучит, но сделать гораздо труднее. Причина, почему это так трудно, в том, что делать так значит разрушать в себе все системы «я», которые наслаждаются, заставляя вас страдать, и которые, вы думаете, являются вами самими.

Беспокойство - это форма отождествления, это значит, что оно совершает непрерывную потерю силы. Люди, которые много беспокоятся, истощают себя, опорожняют себя от силы. Если вы будете наблюдать себя, когда вы беспокоитесь, вы увидите, что это действительно похоже на раздирание, скручивание и удушение себя внутри, в соответствии с внешними мускульными движениями, которые уже были описаны. Нет центра тяжести. Нет направления, нет ясной цели; все в беспорядке; все, так сказать, движется во всех направлениях. Это как если бы все различные «я» в ком-либо поднялись и бросились ломать себе руки и говорить все, что отрицательное воображение, которое управляет сценой, внушает им. Я не говорю, что возможно никогда не беспокоиться. Имеются ситуации, особенно в наше время, когда временами почти невозможно остановить его. Я говорю больше о привычных склонностях к беспокойству обо всем и принятии каждого события за источник беспокойства. 

Ясная формулировка того, что кто-либо собирается делать, и иметь некоторое направление помогает предупредить это состояние расстройства, которое; как сказано, является формой внутреннего, а не внешнего рассмотрения. Внутреннее рассмотрение всегда механично. Внешнее рассмотрение всегда сознательно. Это сознательно ставите себя в положение другого лица, а так как это требует направленного внимания, оно выводит вас из беспокойства. Если вы наблюдаете, вы увидите, что небольшие формы беспокойства начинаются очень рано утром. Это очень хорошая вещь, которую стоит делать - работать над собой ранним утром, прежде, так сказать, погружения в жизнь и обязанности. Небольшая сознательная работа в это время, отмечающая слабые зачатки беспокойства, отрицательных мыслей к себе и т.д. И высказывание им нет, поднятие йебя из них, неприятие их в качестве вас самих - вся эта работа по неотождествлению с некоторыми машинами, некоторыми «я», ранним утром, может изменить весь день. И к этому, конечно, относится идея аннулирования долгов, выкидывания из головы внутренних оценок - если возможно. Тогда нечто свежее и новое начинает день, и предупреждается обветшалость жизни, которая действительно является обветшалостью себя: всегда противодействующая таким путем всему, всегда имеющая одни и те же взгляды, всегда относящаяся к другим одним и тем же образом работа над собой может дать удивительные результаты, если вы помните, что вы находитесь в жизни и в работе, а не в жизни без чего-либо между вами и ею. работа предназначена трансформировать ваши отношения к жизни. Все практические вещи, которые говорятся в ней, имеют эту цель. Это значит - работать над собой. То есть необходимо быть в работе, а не только в жизни. Какова ваша задача? Почему вы находитесь здесь внизу? Что вы должны изменить? Что вы должны узнавать о себе, об этой вещи, которую вы принимаете без доказательств, этой вещи, которая является вашим аппаратом для жизни? Дает ли вам ваш аппарат для жизни результаты, которые вы хотите? Вы сами, ваша личность есть аппарат, который вы используете для протекания жизни. Хорошо начать видеть, что ваш способ восприятия жизни есть ваша жизнь - и что вы можете начать работать над вашим способом восприятия ее, а это значит работать над собой и над вашими механическими реакциями на все, что случается. Ибо ваши механические реакции на жизнь есть вы сами и это создает ваше несчастье и счастье, они представляют аппарат для протекания жизни, который вы создали и который был создан в вас тысячами забытых причин. Это есть вещь, которую мы выкатываем каждое утро, чтобы встретить лицом к лицу день. И это есть вещь, о которой говорит работа во всех ее стадиях - вещь, над которой вы можете работать и изменить ее.


Попытайтесь подумать, что не жизнь вы можете изменить, но самих себя в вашей реакции на жизнь. Именно здесь лежит первая идея о том, что значит работать над собой. Если вы видите идею, тогда, каковы бы ни были условия жизни, вы имеете силу в своей власти, ценность которой трудно определить. Вы начали ловить жемчуг, видеть, что действительно означает жизнь на Земле.

В течение длительного времени мы поглощаем всякого рода отрицательную эмоцию, отождествляясь с ней и принимая ее за самих себя, за необходимую, за истинную и пытаемся работать над ней, если она сформировалась. Теперь эффект неподчинения некоторой механической реакции в себе и чувства, что вы свободны в отношении к ней, совершенно магической. Вы заметите, что происходит. Это очень интересно, но это дело вашего собственного опыта. Вы помните, возможно, что работа - не просто скучный труд. Оно есть самоосвобождение через особое внутреннее усилие, которое называется