ИГурджиев. О нахождении под различными Законами
дея работы. Необходимо работать против механичности. Попытайтесь наблюдать свою механичность, иначе вы останетесь под Законом Случая.

Комментарий. Механический человек не может стать Сознательным Человеком. Сознательность Сознательного Человека не происходит механически. Механический человек остается механическим человеком всю свою жизнь, если он не начнет работать над собой и не даст самому себе необходимые толчки, чтобы пробудиться.

Человек может быть механически хорошим или плохим человеком. Но в том и в другом случае он - механический человек, машина. Будучи таковым, он находится не под Законом своей Судьбы, а под Законом Случая.

Существуют различные порядки законов, под которыми может находиться Человек. Самый низкий - это Закон Случая. Он включает всех механических людей, хороших или плохих в обычном смысле. Исходя из этого учения, первоначально данного, Гурджи-ев сказал: \"Человек может находиться под Законом Случая, или он может быть под Законом своей Судьбы, или он может находиться под Законом Воли\". Он добавил:: \"Человек, то есть настоящий Человек, сознательный Человек, находится под Законом Воли\".

При других обстоятельствах, когда он сказал, что Человечество в общем находится под Законом Случая, его спросили о психологии. Он ответил: \"Механический человек не имеет психологии. Он является машиной. Он реагирует всегда одинаково на любые внешние влияния. Машина не имеет психологии. Как могла бы машина иметь психологию? Только о Человеке, который начинает познавать самого себя и работать над собой, можно сказать, что он начинает приобретать психологию. И если человек имеет Истинное \"Я\" и таким образом Истинную Волю, тогда он действительно имеет психологию\".

Гурджиева спросили, как человек мог бы перейти от Закона Случая к Закону Судьбы. Учитель ответил так : Только посредством роста Сущности, которая есть то, что относится к нему, принадлежит ему. Человек - машина, механический человек реагирует из Личности, которая не относится к нему, не принадлежит ему. Личность находится еще под большим числом законов, чем Сущность. Личность находится по 48 порядками законов, а Ложная Личность -, под 96. Сущность - под 24 порядками законов, а правильное развитие и рост Сущности может привести даже дальше, скажем, к человеку, находящемуся только под 12 порядками законов, то есть под законами Солнца. Тогда, - добавил Гурджиев, - он находится под Законом Воли\".

Так вот, услышав это, я думал много раз следующее: что нас явно толкает под Закон Случая? Из того, что Гурджиев сказал в отношении Сущности и Личности, ясно, что человек имеет в себе две вещи: то, чем он реально является, и то, чем, по мнению его Личности, он является. Успенский сказал: \"Вопрос в том, что реально и что нереально. Сущность есть реальная часть, в сравнении с которой Личность является нереальной. Существует всегда то, что относится к человеку, принадлежит человеку, и то, что не относится, не принадлежит человеку. Рост того, что относится и принадлежит человеку, означает развитие Сущности. Рост того, что реально не относится, не принадлежит человеку, означает рост Личности\".

Разрешите мне пояснить. Сущность - это то, что относится к вам, принадлежит вам. Личность - это то. что вы приобрели от контакта с внешней жизнью. Только из того, что относится к вам, принадлежит вам, может произойти рост Сущности.

Вспомним, что было сказано о состоянии сознания в работе. Четыре состояния сознания возможны, но обычно Человек знает и живет только в двух, и оба называются в работе состояниями сна.

Первое, или самое низкое, состояние сознания есть состояние телесного сна, которое есть пассивное состояние, в котором человек лежит в постели почти без движения. В этом состоянии человек тратит одну треть или даже больше своей жизни.

Второе состояние сознания есть состояние, в котором люди проводят остальную часть своей жизни, в которой они двигают своими членами тела, прогуливаются и говорят, а также пишут книги, принимают участие в политике и убивают друг друга, и это состояние они рассматривают как активное и называют его \"ясным сознанием\" или \"бодрствующим состоянием сознания\". Не будет излишне сильным сказать, что термин \"ясное сознание\" (\"бодрствующее состояние сознания\"), по-видимому, был дан в насмешку, особенно когда через ваше собственное самонаблюдение вы начинаете ясно представлять себе, что такое в действительности ясное сознание и что такое состояние, в котором чело­век живет и действует. Ибо в этом, так называемом бодрствующем состоянии человек не сознает ни себя, ни других. Он живет и умирает во тьме, И было бы лучше для него в этом отношении, нальной стороной, не могут, возможно, иметь спокойствие ума, внутреннее счастье или реальный центр тяжести. Почему? Потому что приобретенная Личность, которая управляет ими, так как она активна, не является реально ими самими, а лишь внешней стороной их самих и зависит от того, как другие ведут себя в жизни по отношению к ним. По этой причине они должны искать бесконечные внешние изменения, возбуждения, разнообразия, а также похвалу, награды, поздравления и т.д., чтобы поддерживать эту фикцию самих себя, которую они могут принимать за самих себя и которая зависит от внешней жизни. Фиктивная Личность, например, сочетается браком с другой фиктивной Личностью, и ничего нет реального, а все представляет собой род претензии, рядящихся в столь многие одежды, маскирующихся столь многими способами.

Теперь, если вы сознательны хоть на мгновение в Сущности, все становится, как сказал Гурджиев, богаче, более живым, более реальным. Но никто не может вернуться к Сущности искусственно. Люди пытаются это сделать через различные упражнения, употребляя наркотики, возбуждаясь и пр., но все это не реально. Человек должен заплатить заблаговременно, чтобы правильно достичь Сущности.

Относительно говоря, все, принадлежащее Сущности, является реальным, а все, принадлежащее Личности, нереально. Я говорю с целью: относительно реально и нереально. Мы понимаем, что Личность должна сформироваться в нас прежде, чем Сущ­ность сможет расти вне (сверх) стадии, которую она достигает посредством своей собственной силы роста. И Сущность тогда может расти только за счет Личности, то есть в моем случае - за счет д-ра Николла, в вашем случае - за счет этого приятного мужчины, этой очаровательной женщины, называемых у вас христианскими именами. Я хотел бы, чтобы вы все внутренне произнесли ваши имена в жизни. Так вот, ваше имя, скажем миссис Еван-гелина Блессингтон Смит - это не вы, и также мистер Сидмаус Кларендон Баррингтон - это не вы. Фактически они - ваши злейшие враги и делают все, что могут, чтобы помешать Сущности расти. И какой это труд увидеть это для самого себя, и какой это труд попытаться освободить себя самого от этой фикции, из-за которой человек является несчастным рабом всю свою жизнь. Разве вы можете в чем-то убедить или что-то сказать миссис Блессингтон Смит, величаво идущей сейчас по комнате и говорящей: \"Я получила так много удовольствия от маленькой лекции, которая была на прошлой неделе\", или мистеру Кларендону Бар-рингтону, входящему со скучающим видом и говорящему: \"Я хотел бы точно знать, что такое Личность, в нескольких словах, так как я через час должен быть на приеме во Дворце\". Да, вот так обстоят дела. Все это приводится для (и все это для) того, чтобы проиллюстрировать, что означает жизнь как Третья или Нейтрализующая Сила и как она неизбежно будет держать Личность активной, а Сущность пассивной.

Как уже было сказано много раз ранее, первое воспитание для нас на Земле есть формирование хорошей богатой Личности. Второе воспитание - это делать ее пассивной и передать все ценное в ней Сущности, так чтобы Сущность могла расти, этот маленький мальчик, эта маленькая девочка, в вас всех. Существуют ценные вещи в хорошей Личности, но они принадлежат, так сказать, к позиции: \"Я могу делать\". Но вы узнали :не эти хорошие вещи, которые должны быть принесены в жертву, а их каркас, чувство, отождествление с ним, которые должны быть удалены. Пока мужчина, женщина приписывают самим себе все и отличные качества, Сущность не может расти. Подумайте над этой мыслью и поразмышляйте над ней.

Необходимо начать понимать, что на большой шкале и в значении вещей человек действительно не знает, как он думает, двигается или чувствует. Личность, которая управляется Ложной Личностью, не будет иметь никакого смысла. Она говорит: \"Я сделала все\", \"Я подумала это\", \"Я почувствовала это\" и т.д. И поэтому все ревнивы и ненавидят других, делают слишком поспешные выводы, ходят целые дни обиженные, проводят жизненное время в жалобах, объясняя, как на них не обратили внимания и т.д.. Да, замечайте, где вы бываете обиженными, и пытайтесь наблюдать, почему. Если же что-либо вырастает на почве Сущности, вместо почвы Личности, все становится совершенно иным. Рост на почве Сущности - реальный.

Человек ссорится, спорит только из-за ощущения нереальности, своей внутренней потерянности. То, что реально в человеке, никогда не ссорится и не спорит ни о чем. И так как Личность пропитывается тем, что приобретено из жизни и поэтому совершенно не реально, не наше собственное, то люди ссорятся. Но тот, кто имеет то, что исходит из Сущности, не желает ссориться ни с кем, потому что это является реальным и поэтому это так и есть.

Источник так называемого комплекса (чувства собственной неполноценности) есть Личность и особенно ее руководящая сила - Ложная Личность. Если Сущность развивается, не может быть чувства собственной неполноценности. Как это может быть? Мы все неполноценны в самих себе, потому что находимся в Личности, а не в Сущности, когда что-либо совершенно не реально, скажем, в том, что вы говорите, или на что и чем претендуете быть. Может ли каждый из нас сказать, что является реальным? Чем больше вы раздуваетесь, как жаба в волшебной сказке, тем более нереальным и несчастным вы будете себя чувствовать и тем более раздраженным и мелодраматичным вы будете и т.д. Почему? Потому что все эти претензии, жалобы - искусственное, нереальное. Раздражительное лицо это обязательно то лицо, которое чувствует нереальное. Вы согласны? Ну, осознайте это в самих себе через самонаблюдение. Замечайте, где вы становитесь раздражительным, и тогда наблюдайте, из-за чего вы так раздражаетесь.

Сущность не может расти из того, что нереально. То, что сущ-ностно, что реально, не может быть раздражительным. Если вы действительно понимаете что-то, вы не бываете раздражительным, но я допускаю, что это трудное дело - распутать клубок. Люди, которые думают, что они что-то знают, допустим, как врачи или ученые, очень раздражительны. Ну что, вы до сих пор обязательно допускаете, что вы не раздражительны? Что вы можете сказать о том, что вы не раздражительны? Интересная ли­ния самонаблюдения. Хотел бы я знать, есть ли кто-нибудь из нас, кто при определенных обстоятельствах не раздражается почти ни из-за чего. Я хотел только сказать, что различие между вашим представлением о самом себе, вашим образом самого себя и вашей дей­ствительной способностью делает вас раздражительными.

Как я сказал, мы бываем раздражительными из-за того, чем мы не являемся, но на что мы претендуем, а это создает насилие, неистовство. Но вы должны понять, что эта работа направлена внутрь нас самих и что пока насилие, ревность, ненависть и все прочее управляют нами, мы не можем пробудиться. Если мы не станем сознающими это. то явимся бесполезными \'в отношении Сознательного Круга Человечества, которого не могут достичь ни мужчина, ни женщина ни посредством пуль, ножей, ружей или мускулов, ни путем насильственной ненависти, фанатической ярости, ни путем какого-либо средневекового приспособления или чего-либо в этом роде.

Мы должны помнить, что работа все время говорит о Сознании как о ее основной теме, о том, что необходимо лучше осознать самого себя, осознать, что за человек ты на самом деле, без красивых одежд. работа говорит об идее, что мы должны стать более сознательными по отношению к другому человеку - фактически видеть другого человека в самом себе.

Если вы убиваете, то вы и убитый являетесь одним и тем же, а если поносите кого-либо, то вы и поносимый являетесь одним и тем же.

В Эзотерическом Танце, которому Христос учил своих учеников, есть такие фразы: \"Меня спасали, и я спасал. Меня освобождали, и я освобождал; я бывал ранен, и я ранил. Меня рождали, и* я рождал. Я поедал, и меня поедали. Я слышал, и меня слышали. Меня задумали, полностью задумали. Меня омывали, и я омывал\". (Апокрифические деяния Иоанна). Безусловно, странный танец и к тому же, конечно, значительно более глубокий, чем мы думаем. Но, по крайней мере, мы можем увидеть, что это есть становление сознательным в двух силах -противоположностях: в вас самих и в другом лице. работа учит, что мы должны сначала стать сознательными в одной силе, затем в двух силах и в конце концов - в трех силах.

Так как Сущность исходит от звезд, она находится на более высоком уровне, чем Личность, которая формируется в нас жизнью на проявленной Земле. Сущность, будучи поэтому более высокой вещью, является гораздо более реальной вещью. Но все-таки она не развита, ребенок, которого нужно обучить за счет Личности. Вы скажете: \"Как может низшее обучать высшее, высшее по источнику на шкале?\" Я отвечу вам и скажу, что Личность, низшее, не может обучать Сущность, высшее, если работа не войдет в Личность. Тогда работа, приходящая извне, из того, что вы слышите или узнаете, будет разговаривать с Сущностью из Личности.

Возможно было и так, что когда-то Сущность могла быть обучена работе прямо изнутри, из Высших Центров. В настоящее время, в мире спящих людей, работа должна приходить извне, через школы в мире (в миру) и таким образом входить сначала в Личность. Вот почему одной из задач Эзотерического Человечества было поднять культуру до такой степени, когда люди могли бы слышать и понимать достаточно, чтобы воспринимать работу.

Личность должна была быть построена путем воспитания, при помощи искусства, науки, литературы и т.п., чтобы дать возможность человечеству расти и держать человека открытым для связей между \"Солнцем\" и \"Землей\", или, если употребить язык Евангелий, между Небесами и Землей

Так как однажды Человек целиком впал в сон, то если он не проснется, то уже не будет больше сколько-нибудь полезным и будет отнесен в сторону, уничтожен или истреблен самим собой либо войнами. Человек подходит к критической точке в нашем Луче Творчества - к толчку Фа-Ми, который черезвычайно труден хотя бы только потому, что человек был предназначен (задуман) так, чтобы держать связь между высшим и низшим, чтобы быть Третьей Силой между верхними и нижними частями Луча. Эта идея и помогает человеку вспоминать самого себя, то есть превратиться в ЧЕЛОВЕКА.