Гурджиев. Дополнительные замечания о Знании и бытии
Мы начнем нашу беседу с дальнейших мыслей о двух сторонах человека, называемых в работе стороной Знания и стороной Бытия. Так как я замечаю, что эти две стороны работы ваши недостаточно продуманы, я задам вам такой вопрос: допустим, вы имеете некоторое лицо, которое очень примитивно, очень неразвито в обычном смысле, очень суеверно и, скажем, больше похоже на животное, чем на человеческое существо. Теперь предположим, что вашей задачей является поднять это лицо до лучшего состояния. Как вы намерены начать делать это? Теперь, если вы подумаете над вопросом, вы поймете, что вы имеете две задачи, стоящих перед вами, и вы начнете понимать, почему работа говорит, что Человек имеет две стороны, Знание и Бытие. Вы начнете понимать, что то, что работа говорит о двух сторонах лица, которое должно быть развито, совершенно правильно. Теперь, то лицо, с которым вы имеете дело, ничего не знает, а также это лицо лжет, ворует, ведет себя бесчестно и т.д. С какой стороны вы собираетесь начать? Вы должны думать для самих себя относительно того, с чего бы вам начать. Начнете ли вы путем обучения его некоторому Знанию или путем действия на его Бытие, скажем, большой дубинкой? Представляете ли себе теперь более ясно, что эти две стороны, состояние его Знания и состояние его Бытия, представляют человека в психологическом смысле и что, если мы сами желаем расти, это возможно только по этим двум линиям -линии знания и линии бытия.

Теперь поговорим об уровнях Бытия. Что является признаками уровня Бытия в человеке в смысле работы? Как мы можем понять, что это значит, что каждый человек находится на более высоком или более низком уровне Бытия? Все мы можем понять, по крайней мере, до некоторой степени, что каждый человек находится на более низком или более высоком уровне Знания. То есть, мы можем понять относительность Знания. Мы можем осознать, что человек знает о некотором предмете больше или знает меньше, чем мы. Я говорю здесь с умыслом, что мы можем понять это до некоторой степени. И под этим я имею в виду, что мы не говорим о качестве знания, но просто в общем смысле всего знания. В наше время методом экзаменов человек проверяется относительно его степени знания. Научного ли или коммерческого, математического, классического и т.д. Все мы готовы допустить, что то или иное знание человека, скажем, астрономии, финансов, французского языка, автомашин или литературы и т.д., может быть на более высоком уровне, чем наш собственный. И этот стандарт знания, проверяемый путем экзаменов в практике, по которому судят людей. Но в работе дело иное. Люди в работе не оцениваются только со стороны Знания, но и со стороны Бытия. И точно так, как Знание относительно, так и Бытие, то есть, бытие одного человека, может быть относительно на более высоком уровне, чем бытие другого.

Работа говорит, что человек должен быть на уровне Бытия, называемом Хороший Управитель, прежде чем действительно рассматривается как пребывающий в работе. Поэтому со стороны Бытия мы начинаем с человека, который находится на уровне, называемом Хороший Управитель. Заметьте слово «хороший», так как Бытие имеет дело с Добротой. Вы не можете применить это слово к Знанию. Знание является либо правильным, либо ошибочным знанием, истинным или ложным знанием. Вы можете узнать правду о том, как сделать автомашину. Это есть знание, которое является истиной. Но вы можете также иметь ложное или ошибочное знание. Поэтому термины истина и ошибочность относятся к стороне Знания. Но в случае Бытия эти слова не могут быть применены точно таким же образом. Человек является хорошим Управителем или плохим Управителем. Хороший человек или плохой человек - термины совершенно отличные от терминов правильный и ошибочный, какие применяются к Знанию. Человек может быть, в совершенно обычном смысле, хорошим человеком и иметь совершенно ошибочное знание, скажем, о том, как сделать автомашину. С другой стороны он может быть в обычном смысле плохим человеком, даже преступником, и иметь очень хорошее знание о том, как сделать автомашину. Другими словами, не только Знание определяет человека в работе. Он определяется, кроме того, в терминах его Бытия, которые являются отправным пунктом в работе. Это не значит, что Знание человека бесполезно в работе. В Четвертом Пути, который мы изучаем, Знание может оказаться очень полезным. Но что прежде всего берется в рассмотрение, так это его уровень Бытия, тип человека, каким он является. Он должен быть, или близко к этому, на уровне Хорошего Управителя, и, если он не является таковым, то несущественно, что он знает - он бесполезен для работы.

Но так как мы уже говорили много раз о том, что значит Хороший Управитель, то сейчас мы собираемся говорить об уровнях Бытия и что имеется под ними в виду. Я начну со следующей фразы работы: «Человек, впервые услышав эту работу, понимает ее и может понимать ее только на своем уровне бытия». Эта работа входит в вас как Знание. Но Знание и Понимание - две различные вещи. Вы можете знать много и ничего не понимать о том, что вы знаете. Эта работа, входя в вас как новее знание, будет понята точно в соответствии с вашим уровнем Бытия, и это будет зависеть от того, имеете ли вы Магнитный Центр или нет. Это второй признак Бытия в работе.

Теперь пойдем медленно и повторим, чтобы учение о Бытии могло быть уловлено. Первое, относительно Бытия, - человек должен быть на среднем уровне Хорошего Управителя. Он должен быть ответственным и скорым. Он не должен быть бродягой или безумным (о значении этих технических терминов мы достаточно говорили в другом месте). Вторым признаком Бытия, в начале, является обладание Магнитным Центром. На обычном языке это означает, что кандидат для обучения должен быть человеком, который размышлял о жизни и хочет знать смысл самого себя на Земле и имел много своих собственных личных мыслей, которые привели его к смутному чувству: должно быть что-то еще, некоторый другой смысл в вещах, чем он думал, некоторый другой смысл в жизни, кроме того, которому его учили, так сказать, в школе. Грубо говоря, без применения технического языка, он должен быть человеком, который не вполне удовлетворен положением, деньгами, успехом, имуществом и т.д. и уловил образ чего-то позади мира чувств, позади мира явлений. Или, выражаясь более технически, человек с Магнитным Центром в своем Бытии есть человек, который имел моменты, когда он чувствовал, что человек не может быть объяснен и поэтому не может быть понят только в терминах самого себя.

Иногда в деревне, в лесах, на полях мы видели нечто, что заставляло нас ощущать, что мы были далеки не только от самих себя, но от всякого истинного смысла. Или, может быть, было, что некоторые слова, прочтенные из Евангелий и Школьной Церкви, заставляли нас затаить дыхание. Или неожиданный вид кого-то пробуждал странное ощущение, что мы забыли что-то, что мы должны были всегда помнить. Или нас затронула мысль о какой-то книге, которая, казалось, была наполнена смыслом, который мы не могли постичь и все-таки узнали. Теперь, когда человек : убежден в своих внутренних и наиболее скрытых мыслях - мыслях, которые он не может легко выразить в словах, что должно быть нечто еще позади жизни, и, однако, в то же время он направляет свою задачу в жизни и работает, становится тем, кем должен становиться - солдатом, матросом, доктором, священником, адвокатом и т.д. - он является как Хорошим Управителем, так и человеком, который имеет следы Магнитного Центра. Но, выражая это несколько проще, насколько это возможно - если человек ни во что не верит, но делает успехи в жизни и видит жизнь как выполнение всего, в чем он нуждается, и не заботится ни о чем другом, тогда он не имеет Магнитного Центра. Он может быть Хорошим Управителем, но совсем не в смысле работы. Ибо в полном смысле работы Хороший Управитель - это человек, который выполнил свои обязанности в жизни ответственным образом и больше не верит в жизнь. Он больше не верит, что жизнь сама по себе куда-то ведет, но считает, что при таких обстоятельствах он должен выполнять свой долг. Не верить больше в жизнь как способную выполнить все, что мы ищем, это одна вещь; а считать, что имеется нечто еще, что мы должны искать - это другая вещь, ибо это последнее означает, что человек имеет Магнитный Центр, нечто в нем, что указывает в некотором направлении, которое не подчиняется обычным законам компаса.

Еще раз повторим учение о Бытии. Во-первых, человек должен быть в жизни, иметь дело с жизнью и достичь некоторого соответствующего положения в жизни и знания жизни и, таким образом, быть Хорошим Управителем, способным иметь дело с обычными трудностями и проблемами человеческого существования. То есть работа не для людей, которые стремятся убежать от нормального бремени жизни. Она - для нормальных скромных людей и начинается с этого уровня Бытия. Очень важно, чтобы каждый понял это. Во-вторых, Бытие человека должно иметь некоторый след Магнитного Центра в нем. Это значит, что в учении работы о том, что означает Бытие, человек, который не имеет Магнитного Центра, кто бы он ни был и чем бы он ни являлся в жизни, находится на более низком уровне Бытия, чем Человек, который имеет Магнитный Центр. Здесь, все вы увидите, учение работы о Бытии полностью отличается от обычного представления о Бы­тии. Человек, который находится на обычном уровне Бытия, называется Хорошим Управителем и имеет Магнитный Центр, находится на более высоком уровне Бытия, чем человек, который является в широком смысле просто Хорошим Управителем. И далее, человек, который имеет Магнитный Центр, но не находится на обычном уровне Хорошего Управителя, а принадлежит к категории «бродяги» или «безумного» (лунатика), находится на более низком уровне Бытия, чем Хороший Управитель без Магнитного Центра. Еще раз подчеркиваю, как важно понять это первое учение работы о Бытии. Многие вещи могли бы быть добавлены здесь в этой связи, но сейчас мы будем продолжать рассматривать то, что эта работа говорит о признаках Бытия в его развитии.

Теперь следующая техническая деталь, сказанная относительно качества или уровня Бытия человека, помимо обладания Магнитным Центром, - это то, что оно характеризуется фактом множественности. И именно благодаря множественности Бытия Человека его развитие может быть понято. Человек имеет много различных «я» в себе, и эта черта характерна для его Бытия. Наивысшего Бытия человек может достичь тогда, когда в нем царствует только одно постоянное «Я». То есть, все развитие Бытия лежит в направлении увеличения единения и достигается, в конце концов, посредством единства Бытия вместо множественности его. Целое человека должно сформировать одного человека. Но такими, какими мы являемся, мы не одно, но многие. Человек похож на дом, полный слуг, которые ссорятся и используют единственный телефон и все говорят от имени своего господина. Человек есть дом в расстройстве. Человек - это легион. Однако, выше его, на более высоком уровне его, имеется истинное «Я», существование которого он иногда ощущает, особенно в условиях большой опасности. Это одно постоянное и истинное «Я» есть наивысшее Бытие Человека и каждый человек имеет это в себе. Поэтому все развитие Бытия, в смысле работы, определяется посредством приближения к этому истинному «Я», которое объединяет все, что есть в нем и скрыто в каждом, в глубинах его.

И позади всех скучных вещей он делает и говорит со своей другой стороной, которая начинает становиться осуществленной только через самонаблюдение. Люди в работе, которые начинают чувствовать это, имеют уже большее единства Бытия. Почему это про­исходит? Это происходит потому, что они следуют чему-то, что объединяет их. Если число людей мыслит и практикует одну и ту же вещь, они находятся больше в единении, и не только это, - они находятся больше в единении в самих себе. Только учение, имеющее качество работы в себе, может осуществить какой-либо вид единения, либо в ком-либо самом, либо в связи с другими. Если вы видите истину одного или другого из учений работы, вы будете вовлечены внутренне в начало единства в себе, ибо эта работа ведет к единению с истинным «Я» и предназначена к этому. И вы начнете видеть для себя самих, что вы не можете быть заодно с отрицательными состояниями, ибо истинное «Я» никогда не приблизится к вам, если вы не подверглись проверке относительно всех самоэмоций.

Следовательно, мы имеем ясное определение того, что значит уровень Бытия. Более высокий уровень Бытия означает приближение к единству или тождеству Бытия. Если бы не было ничего выше нас, никакой цели, которая может быть достигнута, то не было бы никакого поддающегося определению развития Бытия. Однако имеется цель. Но, чтобы достичь этой цели, необходимо следовать определенным указаниям, то есть учению о том, как достичь ее. работа в каждом ее аспекте и каждой детали говорит о достижении этой цели. Никакой более высокий уровень Бытия невозможен, помимо того, который приобретен в жизни, кроме как через особую силу, действующую на нас. Единство Бытия недостижимо через влияние жизни. Оно достижимо только через влияния, идущие от тех, кто достиг этого верховного развития Бытия. То есть необходимо особое Знание, которое должно быть применено к Бытию.