Еще несколько десятилетий назад психоаналитики считали, что в аутизме ребенка виновата мама. Более того, на матери ставили некое «клеймо позора», а ребенка забирали в спец-интернат. В котором мать уже никогда не могла с ним встретиться. А у него не было шансов на выздоровление.

Прошли те времена,  но до сих пор психологи в кабинетах продолжают говорить родителям: «Аааа, вы, значит, нанимали няню для прогулок» или «Ну конечно, вы же не кормили его грудью!».

Чувство вины или стремление к цели?

Родители особых детей и безо всяких профессионалов уже заклевали себя самостоятельно. Эти постоянные мысли: «а может, это потому что я в беременность нервничала?» или «это потому что  я заболела простудой», или «я зря оставляла его на два часа в день с бабушкой» - они были у каждого. Чем больше я общаюсь с мамочками, тем чаще вижу это хроническое чувство вины.

Теперь, когда есть информация о том, что аутизм вызывают прививки, - мамочки начинают клевать себя и за то, что когда-то дали вколоть ребенку вакцину.  За то, что позволили в родах стимулировать. И так далее.

Но упускается из внимания один важный фактор. Ведь у каждого ребенка есть Своя Судьба. Его личный путь, который его душе зачем-то нужно пройти. Почему-то он выбрал именно такой способ получения уроков.

И мы, как родители, - не Боги. Не нам решать, как должен родиться наш ребенок и какую жизнь прожить. Все, что мы можем – помочь ему. Как садовод, чья яблоня пострадала от ветра или холода.

Мы можем создать сейчас для своей яблони хорошие условия и помочь ей поправиться. Но поправится ли она и насколько – это не нам решать. Это не в нашей власти. К сожалению или к счастью.

Чьи-то дети идут на поправку семимильными шагами. И родители таких детей зачастую делают для этого безумно много.

Я знаю одну семью, девочка в которой не говорила, не ходила и даже не сидела. Девочке было уже пять лет. Родители предприняли грандиозные меры. Они собрали деньги и улетели в Америку, в клинику Гленна Домана.

Он давно и успешно занимается лечением деток с различными повреждениями мозга. Вся суть его методики сводится к постоянным упражнениям, ежедневным занятиям. То есть родителям дается точная инструкция, какие упражнения и по сколько раз в день выполнять.

Прошел год. Ребенок вовсю бегает. Да, еще пока не говорит. Но общается по специальной доске. Читает толстые книги. С полным пониманием содержания. Решает сложные математические примеры.

Чудо? Или кропотливый труд любящих родителей?

Чувство вины или радость от его успехов?

Жить с постоянным чувством вины – это только усугублять проблему. Ребенок будет чувствовать, что мама из-за него несчастна. Тогда и мотивация к его выздоровлению будет вялой.

Но стоит ребенку увидеть, что мама  в него верит, любит и принимает, что-то меняется. Он видит, как мама счастлива от его успехов, и тогда он хочет делать новые и новые успехи. Чтобы еще больше радовать свою маму.

Ведь даже если ребенок не смотрит вам в глаза, даже если он не отвечает вам на вопросы и не дает себя обнять – он любит вас. Просто потому, что он ваш ребенок. Просто эту любовь он выражает как-то иначе. Делясь с вами любимыми игрушками или едой. Приходя под утро в вашу постель. Стараясь во время занятий. Терпя во время каких-то медицинских процедур.

Да, воспитывать особого ребенка – это по-другому. Нужно перестроить свое понимание процесса воспитания. Нужно научиться видеть глубже. Нужно запастись терпением.

Но по мне так – это того стоит. Я ждала слова «Мама» четыре с половиной года. И рыдала, когда, наконец, его услышала. Это стоит того.

Ольга Валяева – valyaeva.ru