Вот как назывались месяцы календаря майя:

ЙАШ-К\'ИН

«Новое солнце» — после зимнего солнцестояния солнце как бы заново (по григорианскому рождается календарю)

23.XII-11.I

МОЛЬ

«Сбор» — по-видимому, уборка кукурузы

12.I-31.I

ЧЕН

«Колодец» — наступает период засухи, возникает проблема воды и колодца (?)

1.II-20.I

ЯШ

«Новый» — время подготовки к новым посевам

21.II-12.III

САК

«Белый» — на поле сухие, побелевшие стебли от старого урожая кукурузы (?)

13.III-1.IV

КЕХ

«Олень» — начинается сезон охоты

2.IV-21.IV

МАК

«Накрывание» — пора «накрывать», или тушить огонь на новых участках, отвоевываемых у леса (?)

22.IV-11.V

К\'АНК\'ИН

«Желтое солнце» — таким оно казалось сквозь дым лесных пожарищ (?)

12.V-31.V

МУАН

«Облачный» — небо покрыто облаками; наступал сезон дождей

1.VI-20.VI

ПАШ

«Барабан» — нужно отгонять птиц от созревающих початков кукурузы

21.VI-10.VII

К\'АЙЯБ

«Большой дождь» (?) — название не совсем понятное: начинается уборка зерен кукурузы и, по-видимому, могут ожидаться дожди

11.VII-30.VII

КУМХУ

«Шум грозы» — разгар сезона дождей

31.VII-19.VIII

ПОП

«Циновка» — являлась символом власти, поэтому значение не вполне ясное; древнее название — иероглиф Кнорозов переводит как «месяц рубки деревьев» — «Ч\'акаан», что совпадает с сельскохозяйственными работами. Возможно, что «циновка» как символ власти с началом работ на новом участке когда-то переходила к новому роду (?)

20.VIII-8.IX

ВО

«Лягушка» — идут по-прежнему дожди (?); иероглиф из древнего календаря Кнорозов расшифровывает как «месяц сгибания початков кукурузы» — «Эк-ча» — «Черный удваивается» (буквально). В этот период початки темнели и действительно их сгибали — «удваивали»

9.IX-28.IX

СИП

Имя бога охоты — праздник и начало охоты, однако древний календарь дает другое толкование этому месяцу: сгибание початков поздней кукурузы

29.IX-18.X

СОЦ

«Летучая мышь» — здесь также смысловое расхождение с древним календарем, по которому «социл» — «зима», «короткие дни»

19.X-7.XI

ЦЕК

Точного толкования иероглифа нет, однако «сеек» на майя означает «собирать по зернышку»

8.XI-27.XI

ШУЛЬ

«Конец» — то есть до 23.XII — зимнего солнцестояния осталось пятьдополнительных дней по календарюмайя

28.XI-17.XII

Названия месяцев, особенно из древнего календаря, со всей очевидностью показывают их смысловой и рациональный заряд. Они помогали четкому и своевременному проведению необходимых сельскохозяйственных работ во время каждого из месяцев — двадцатидневного трудового периода земледельца-майя.

Названия дней месяца не содержали подобной рациональной нагрузки.

 Они плод жреческой фантазии: Имиш — «мировое дерево» (?); Ик\' — «ветер», «дух»; Ак\'баль — «ночь», «тьма» (?); К\'ан — «самка игуаны»; Чнкчан — «большая змея» (?); Кими — «смерть»; Маник\' — непонятное слово; Ламат — непонятно, возможно, «блестеть» (?); Мулук — непонятное слово (муль — «погружаться в воду»); Ок — знак изображает уши животного (?); Чуэн — «мастер», «ремесленник» (?); Эб — «мелкий дождь» (?); Бен — непонятное слово (близко к «хижина»); Иш — на одном из диалектов «ягуар»; Мен — возможно, «строит» (?); Киб — «воск»; Кабан — «землетрясение»; Эсанаб — «наконечник копья» (?); Кавак — «буря», «дождь»; «Ахав» — «владыка».

Майя, например, считали, что рожденные в день Ишим будут распутными и дурными людьми; в день Ик\' — непостоянными; в день Ак\'баль — бедными; в день К\'ан — мудрыми, а в день Кими на свет появляются убийцы...

Наше знакомство с календарем началось с даты «4 Ахав 8 Кумху». В Календарном круге это абсолютная дата. Но циклов из 52 лет может быть бесчисленное множество, и, следовательно, дата «4 Ахав 8 Кумху» превращается из абсолютной в относительную. Такая дата мало что дает для точной датировки, например, исторических событий.

Древние майя прекрасно разбирались в этом. Поэтому они создали также абсолютную датировку, в основу которой была положена мифическая начальная дата. От нее-то путем простого отсчета количества прошедших дней и велось летосчисление. Чтобы найти соответствие между летосчислением древних майя и тем, которым пользуются сейчас, нужно точно установить хотя бы одну общую для обоих летосчислений дату, достоверность совпадения которой не вызывала бы сомнений. Например, какого «числа» по календарю майя было солнечное или лунное затмение, дата которого известна по григорианскому календарю. Можно найти и более простые примеры: когда по календарю майя на Юкатане появились первые испанцы? Таких совпадающих дат оказалось вполне достаточно, и современные ученые смогли с абсолютной точностью высчитать и установить мифический начальный год, с которого майя вели свое летосчисление: им оказался 3113 год до нашей эры (между прочим, и мы пользуемся мифической датой «рождения Христа» для своего летосчисления).

Если бы жрецы майя, следившие за календарем, вели счет прошедшему времени только по одним дням, им бы пришлось уже в X — XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческую жизнь на запись всего нескольких десятков своих дат. Ведь к этому времени от начальной даты прошло более полутора миллионов дней (365x4200). Поэтому им ничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработать сравнительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительно упростившую вычисления (названия некоторых единиц счета были придуманы учеными уже в наши дни, так как не вся цифровая терминология майя дошла до нас):

К\'ин = 1.

Виналь = 20 к\'ин = 20 дней.

Тун = 18 виналь = 360 дней = около 1 года.

К\'атун = 20 тун = 7200 дней = около 20 лет.

Бак\'тун = 20 к\'атун = 144000 дней = около 400 лет.

Пиктун = 20 бак\'тун = 2880000 дней = около 8000 лет.

Калабтун = 20 пиктун = 57 600 000 дней = около 160000 лет.

К\'инчильтун = 20 калабтун = 1152000000 дней = около 3200000 лет.

Алавтун = 20 к\'инчильтун = 23040000000 дней = около 64000000 лет.

Последнее число-название, по-видимому, были создано «про запас», поскольку даже мифическую дату начала всех начал — ее можно приравнять к «сотворению света» — древние майя не рискнули «загнать» так далеко; она относится «лишь» к 5041738 году до новой эры!

Используя таблицу, жрецы майя сравнительно просто производили датировку любого события, например: начала или окончания войны, строительства храма, смерти великого правителя, рождения наследника и т. д. Им было нужно только указать, сколько прошло дней от начальной даты, и по Календарному кругу определить день, во время которого случилось отмечаемое событие.

Одна из наиболее ранних и, очевидно, исторических дат, обнаруженных на территории древних городов и поселений майя, была выгравирована на знаменитой Лейденской пластинке:

В транскрипции это обозначает: 8 бак\'тун 14 к\'атун 3 тун 1 виналь 12 к\'ин 1 эб 0 (нуль) йаш-к\'ин. Если мы переведем эту дату майя на язык цифр, то получится, что от первоначальной даты прошло 1253912 дней, или 3435 лет и 157 дней. Следовательно, Лейденская пластинка датирована примерно 322 годом по нашему летосчислению. Однако нужно также учесть дату Календарного круга — 1 эб 0 йаш-к\'ин: первое число тринадцатидневной недели, день «эб», нулевое число (первый порядковый номер) месяца йаш-к\'ин. Включив ее в расчеты, мы получаем 317 год нашей эры. Чтобы упростить записи календарных дат майя, сейчас пишут не названия единиц, а только цифры, указывающие на их наличие: 8. 14. 3. 1. 12. 1 эб 0 йаш-к\'ин (лейденская дата).

Теперь нам остается лишь добавить, что первоначальная дата также имела свое название и место в Календарном круге. Она уже хорошо знакома читателю: это «4 Ахав 8 Кумху».

В более поздние времена майя почти повсеместно отказались от «длинного счета» — так принято называть датировку, примененную на Лейденской пластинке, — и перешли к упрощенному счету по к\'атунам — «короткий счет». Это нововведение, к сожалению, лишило датировку майя абсолютной точности.

Календарь и летосчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшими Мексику.