Созвездием Цаб у майя называются Плеяды. В древние доколумбовские времена Плеяды также называли Кучкой Солнц. Самое интересное то, что майя считали, что наше Солнце тоже находится в этой кучке! В этом взгляде сокрыт один из ключей к галактической астрологии, которая очень отличается от астрологии, изобретенной шумерами с их геоцентрической картиной мира, то есть с точки зрения земного наблюдателя. Майя – космические наблюдатели, а из Космоса можно наблюдать такую картину:

Астрология майя

 

 

 

 

 

Как высоко они воспарили, если им было ведомо, что Галактика Млечный Путь имеет спиралевидную форму, майя сравнивали ее с раковиной с завитками, и что Солнце – одна из звезд в созвездии Плеяд?

 Астрология (с греч. astron — звезда, logos — учение) – это наука о звездах. Майя досконально изучили эту науку. Города майя являлись «каменными компьютерами» — обсерваториями, где они точно вычисляли периоды обращения планет и звезд, но их сакральное знание не базировалось на астрологических циклах. Календарный счет дней уходит в далекое прошлое, в священных текстах майя повествуется о том, как Великая Мать и Великий Отец, Создательница и Творец, Тепеу и Кукумац сотворили Землю: «…Подобно туману, подобно облаку и подобно облаку пыли была земля при своем сотворении, в начале своей телесности…», и дальше, за миллиарды лет до того, как появилась Земля и наша Солнечная система, как возникла Галактика Млечный Путь, к самой точке Большого Взрыва. Им были открыты тайны Вечности и ход времен.

  Во II - X вв. н.э. в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Цивилизация майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX в. В XV I в. культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. Когда в XIX в. начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII в., Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений ( включая обсерваторию \"Караколь\") и сейчас поражают исследователей.

   В найденных пока всего четырёх рукописях (т.наз. кодексах) майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до н.э. сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Некоторая сумбурность сохранившихся астрономо-астрологических сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощённые сельские жреческие \"справочники\". Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.

   К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. Жрецы на своих обсерваториях - площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.

   Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил - планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определённых общественных слоёв или возрастных групп населения.

   В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя с довольно большой точностью определили синодические периоды всех известных планет. Особое внимание уделялось наблюдениям \"Большой звезды\" - Венеры (главным образом, в астрологических целях).

 Помимо Венеры, особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали Луна и падающие звёзды.

У майя была принята 20-ричная система счёта, что отразилось и на структуре календаря. Другим, помимо 20, основным числом в астрономии и астрологии майя было число 13. Область неба, по которой среди звёзд проходило в течение года Солнце, майя разделили на 13 участков-созвездий (\"Зодиак\"): 1. - ?; 2. - ?; 3. Летучая мышь; 4. Лягушка; 5. Попугай; 6. Змей с хоботом; 7. Сова; 8. Скорпион; 9. Черепаха; 10. Гремучая змея; 11. - ?; 12. Ягуар; 13. Обезьяна.

   Астрономическая основа классического календаря майя была непростой. Во-первых, это был солнечный тропический год (хааб). Он составлялся из 18 месяцев по 20 дней (360 дней), к которым прибавляли 5 лишних дней без названия для \"смены власти основных богов\". Майя знали о расхождении 365-дневного календарного года с истинным солнечным, для учёта чего вводили систему вставок дополнительных дней. Эта система давала длину года всего на 20 секунд меньше истинной (ошибка нашего григорианского календаря в полтора раза больше). Согласно исследованиям В.И.Кожанчикова, в календаре майя учитывались и синодические периоды движения всех пяти планет.

    Кроме того, в астрологических целях майя использовали \"короткий год\" из 260 дней, основанный на уже упомянутых ключевых числах 13 и 20. Этот 260-дневный цикл (цолькин), составляющий уникальную особенность мезоамериканской астрологии, сформировался к 200 г. до н.э. Существует несколько объяснений, почему был выделен именно такой цикл.

   Во-первых, средний промежуток времени между зачатием и рождением человека составляет 266 дней, и женщины майя по сей день связывают цолькин с периодом беременности. Во-вторых, существует по крайней мере четыре небесных события, связанных с 260-дневным циклом:

Названия 18 месяцев года хааб майя

поп              во            сип

соц              сек          шуль

яшкин           мол         чен

яш               сак            кех

мак              канкин    муан

паш             кайяб      кумху

средний интервал времени между появлениями Венеры в качестве утренней или вечерней звезды составляет 263 дня;

средний синодический период обращения Марса равен 780 дням, т.е. ровно трём \"коротким годам\";

средний промежуток времени между двумя последовательными половинами сезона затмений в 173.5 дня относится к цолькину как 3:2;

небесный ритм, имеющий смысл только в тропических широтах, связан с промежутками времени, в течение которых полуденное Солнце в своей высшей точке находится на севере и на юге. Эти промежутки изменяются с широтой, однако на параллели 14.5° с.ш., что близко к положению великого майянского города Копан и доклассического города Исапа, годичный цикл чётко подразделяется таким образом на 105- и 260-дневный периоды.

   За начало своего летосчисления майя принимали мифическую расчётную дату - 5 041 738 г. до н.э. Но свою хронологию они вели (в европейском счёте) с 3113 г. до н.э. Немалой загадкой является то, что майя в свою систему летосчисления вводили периоды, охватывающие колоссальные промежутки времени. У майя существовала целая иерархия периодов. Начиная с 1 кина (1 день) шли кратные 20 (за единственным исключением) периоды: виналь = 1 кин х 20; тун = 1 виналь х 18 = 360 кинов; к\'атун = 20 тунов (ок. 20 лет); бактун = 20 к\'атунов; пиктун = 20 бактунов... алав\'тун = 64 млн. лет! Кратность 20 нарушена один раз, для согласования счёта с реальным солнечным годом. Для чего вводились эти периоды и как рассчитывали майя нулевую дату своего летосчисления, остаётся пока неизвестным. Этот интерес цивилизации майя к особо большим числам и эпохам сближает их с натурфилософами Древней Индии.

Таким образом, майя применяли две календарные системы: длинный год, применявшийся в гражданской жизни, и короткий год из 260 дней, связанный с астрологией и религиозными обрядами. Длинный год делился на два вида. Год в 360 дней (\"тун\") применялся для особых целей, в быту же майя пользовались годом в 365 дней (\"хааб\"), состоявшим из 18 месяцев по 20 дней. Пять остальных дней (\"дни без имени\") помещались в конце года. Они считались роковыми. В коротким 260-дневном году (\"цолькин\") было 13 месяцев по 20 дней с неделями по 13 дней. Дни недели обозначались числами с 1 по 13. Существовала также 9-дневная неделя. Годы объединялись в циклы: 4-летний (в нём повторялись названия дней и числа месяцев) и 52-летний (комбинация хааба и цолькина, 365 х 52 = 260 х 73 = 18 980).

   Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним \"небом Луны\" (богини Луны) следовало \"небо звёзд и бога Земли\", затем \"небо Солнца и богини воды\", а после него \"небо Венеры и бога Солнца\". Ещё выше располагалось \"небо комет и богини любви\". Шестое небо - \"чёрное небо ночи и бога смерти\", седьмое - \"голубое небо дня и бога кукурузы\". Над ним \"небо бурь и бога дождя\", а затем \"белое небо бога ветров\", \"жёлтое небо Ум-цек\" (т.е. бога смерти) и \"красное небо жертвоприношений\". Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, \"кто владеет небом\". В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов - владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое, пронизывающее все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света, - четыре других: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Каждая цветная троица правила годом.