Тембр, красота и благозвучность голоса

Итак, голос важен для всех, для певцов особенно. А для простых людей - не музыкантов -красота голоса также важна, потому что от того, благозвучна ли Ваша речь или нет, зависит, полюбит Вас девушка или нет, проникнется ли симпатией директор или Вы ему сразу же не понравитесь, будет ли испытывать доверие клиент, или, напротив, от Вас сразу же отвернуться и захлопнут перед носом дверь.

 

Давайте разберем голос с позиции музыкальной, хотя этот подход, я думаю, и для обыкновенной жизни будет весьма полезен.

 

Итак, как мы уже говорили ранее, голос различают по высоте и тембру. Женские голоса выше мужских, хотя низкие женские голоса - контральто и высокие мужские - тенора иногда весьма схожи по звучанию, даже так, что их бывает трудно различить.

 

Когда ребенок в детстве начинает заниматься музыкой и пением, то весьма вероятно, что его диапазон разовьется достаточно хорошо, и он к 12-13 годам научится пользоваться не менее полуторами октав. То есть человек, повзрослев, сможет владеть как высокими интонациями своего голоса, так и весьма низкими - глубокими и мягкими. Но, к сожалению, в силу каких-то причин - воспитания, привычки говорить так или иначе, окружения, профессии - люди порою используют в обычной разговорной речи очень небольшой, прямо скажем, скудный диапазон. Некоторые женщины, к примеру, склонны переговариваться в автобусе визгливыми, тоненькими голосами:

 

\'А я на распродаже купила такие кофточки! Супер!\'

 

\'А я сапожки высокие - класс!!!\', - еще более тонким и пронзительным, \'школьным\' голоском вторит приятельница.

 

Дамы разговаривают так, что кажется, будто у них совсем нет в природе голоса глубоких, красивых обертонов. Но на самом деле это не так. Если провести с женщинами из автобуса небольшой вокально-речевой тренинг, то у них неожиданно обнаружатся и мягкие, низкие нотки в их голосе. А ведь медленная речь, не резкий и не визгливый голос действуют на окружающих успокаивающе и умиротворяюще.

Работа над песней: дели слона

 

Любое дело требует обстоятельного подхода. Попытка проглотить слона целиком, как правило, приводит к печальным последствиям. Поэтому, когда вы приступаете к работе над новой песней, не стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т.д. разделите \"слона\" на части. Такой подход приводит, как ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату. Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Не пытайтесь приклеить ее к словам. Текст скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы будете петь не уверенно и, как следствие, грязно, \"мимо денег\". Гораздо правильнее вокалировать мелодию на удобную гласную. Таким образом, вы изолируете музыкальную составляющую песни и естественно. Можете уделить ей больше внимания. Я предлагаю круглую \"о\", переходящую в \"у\" на высоких и в \"а\" на низких нотах, в том случае, если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении и слог \"нэй\" или \"мяу\", если вещь ритмичная или в ней необходимо произносить быстро много текста. Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило таково - меняйте дыхание в каждой паузе. В начале песни или после проигрыша делайте активный вдох носом, в остальных случаях используйте активный выдох со сменой дыхания. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни.

 

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы поете на иностранном языке). Изолируйте их от основного материала и почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.

 

После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

 

Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст вам возможность уложить песню в вокальном аппарате, \"впеть\" ее. Теперь запишите свое исполнение на магнитофон и постарайтесь объективно оценить запись. Не поддавайтесь первой реакции: \"Все плохо!!!\" или \"Все отлично!\" послушайте еще раз, уделите внимание мелочам. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи? Исправьте недостатки и запишитесь снова. Для качественного ремесленного исполнения этого часто бывает достаточно. Но если песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно пойти дальше. Поищите звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приемы звукоизвлечения. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего интеллекта - определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками. Записывайтесь как можно чаще на магнитофон, слушайте и делайте выводы. Это лучший способ отделить зерна от плевел.

Схема повседневных занятий

Умение петь - это навык, вырабатываемый многократным повторением действий приводящих к положительному результату. Если бы для пения было достаточно только знаний, то по прочтении статей на этом сайте вас бы уже ждало мировое турне. К сожалению (или к счастью), овладение вокальными навыками требует постоянных, методичных тренировок. Я предлагаю вам примерную схему ежедневных занятий, которая позволит вам, не переутомляя голосовой аппарат, добиться максимальных результатом за короткое время.

 

Для начала - общие замечания. Бытует мнение, что утром заниматься тяжело и даже вредно. Конечно, людям, которые, как и я, относятся к разряду сов, утренние занятия даются тяжелей, чем вечерние. Но для настоящего профессионала время не должно иметь значение: утром днем вечером и ночью ваш голос должен звучать если не идеально, то хотя бы хорошо. Ведь не известно, на какое время придется ответственное прослушивание или запись на студии. В музыкальных училищах, где я преподаю, занятия начинаются с 10 утра, а все экзамены с 11 утра. Так что волей-неволей студентам приходится приучаться распеваться утром.

 

А вот петь после сытного обеда или ужина действительно и тяжело и вредно. Во-первых, нарушается процесс спокойного переваривания пищи, а во-вторых, давящая на желудок диафрагма может вызвать рвотные позывы. Поэтом после обильного принятия пищи должно пройти не менее 2 часов. Но пение на голодный желудок также может быть опасно для здоровья. В результате давления диафрагмы на желудок начинает вырабатываться желудочный сок, разъедающий за неимением пищи сам желудок. Если вы только что пришли с работы или учебы и очень голодны, перед пением рекомендуется съесть немного фруктов, кисломолочных продуктов, йогурт или булочку. После этого можно без вреда для здоровья позаниматься вокалом, а после - плотно покушать.

 

Теперь поговорим о самих занятиях. Начинать я рекомендую с дыхательных упражнений - они разогревают вокальный аппарат, подготавливая его к дальнейшим певческим нагрузкам.

Спинное дыхание 1-1.5 минуты

Активный вдох, активный выдох 1-2 минуты

Равномерный выдох (желательно лежа) 7-10 раз

 

Далее при необходимости (например, в начале обучения или в восстановительный период после долгого перерыва) делаются упражнения на укрепление мышц языка, мягкого неба и губ. Все вместе 3-4 минуты. Для экономии времени можно чередовать с дыхательными упражнениями.

 

Следующие 5-10 минут необходимо посвятить стаккатным упражнениям. Если вы занимаетесь недавно, то пойте простые упражнения в медленном темпе. Подойдут так же быстрые подтяжки с приседанием или с палочкой. Если вы уже освоили быстрые стаккато, следующим упражнением могут быть они.

Простые стаккато 3-5 минут

Подтяжки быстрого темпа 2-3 минуты

Быстрые стаккато 2-3 минуты

 

Далее следует блок легатных упражнений. Простые легаты, Буратинка, медленные подтяжки могут следовать друг за другом в любой удобной вам последовательности.

Простые легаты 3-4 минуты

Буратинка 3-4 минуты

Медленные подтяжки 4-5 минут

 

Следующим номером нашей программы выступают дикционные упражнения. К ним относятся всеми любимые ИЭАОУОАЭИ с согласными или без, работа с открытыми гласными АОЭ, Буратинка на И и ЛЬЮ, упражнения на укрепление мышц языка и расслабление нижней челюсти.

Открытые гласные АОЭ 1-2 минуты

Буратинка на И 1-2 минуты

Буратинка на ЛЬЮ 1-2 минуты

Выравнивание гласных ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты

Добавление согласных в ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты

Другие упражнения 2-3 минут

 

Последними выполняются новые упражнения, которые вы только начали изучать или сложные упражнения на различные виды вокализации. На все это вам придется потратить не менее 7-10 минут.

 

Примерный перечень упражнений (не обязательно выполнять все):

Упражнения на технику беглости: чистота интонации на стаккато и легато в быстром темпе.

Крупное диафрагменное вибрато.

Прикрытие верхнего регистра: скачки и глиссандо

Расщепление звука: субтон и гроулинг

Упражнения на развитие верхнего регистра

Йодли: квинтовые и октавные

Другие упражнения

 

После такой интенсивной распевки необходимо отдохнуть около 30 минут и лишь потом переходить к исполнению песен. Если вы занимаетесь два раза в день, то сделайте данную разминку утром, а к пению песен приступайте вечером. Если вам необходимо спеть большой песенный репертуар, то сократите распевку до 10-15 минут, воспользовавшись минимальной схемой.

 

Если у вас нет времени заниматься по полной программе, используйте предлагаемую в данном разделе минимальную схему занятий.

 

Минимальная схема

 

Для получения наилучшего результата я предлагаю выбрать по одному упражнению из каждого вышеописанного раздела.

Упражнение на активизацию дыхания

Стаккатное упражнение

Легатное упражнение

Дикционное упражнение

 

Упражнения на различные виды вокализации при работе по минимальной схеме делать не рекомендуется. Такая распевка займет у вас не более 10-15 минут. После нее можно сразу приступать к пению песен или (при недостатке времени) бежать по своим делам. Выбирите упражнения, которые являются максимально эффективными лично для вас или воспользуйтесь моей схемой:

Спинное дыхание

Стаккато быстрого темпа

Простые легаты

МИЭАОУОАЭИ без согласных

 

Где начинается профессионализм

Эмоциональное и техничное пение. Вечное противоречие. Но если вдуматься, то никакого противостояния нет. Совершенствование вокальной техники позволяет вам лучше контролировать эмоции во время пения. Приведу пример. Видели ли вы когда-нибудь настоящее человеческое горе: слезы, красное лицо, истерика, безумные вопли... На это невозможно смотреть, хочется помочь, либо уйти. Горе не сценично. Но в песне все по-другому. Человек печалится, радуется и даже умирает красиво. В чем же секрет? Искусство не является слепым отражением действительности. Искусство - это наше представление о ней. Это не то, что есть, а то, что хочется видеть. Демонстрируя горе, певец может испытывать, а может и не испытывать его. Но в любом случае он обязан держать эмоции под контролем, иначе его пение превратится в атональную истерику. Как же добиться эмоционального контроля? Попробуйте воспользоваться теорией \"лунного озера\". Как бы вы не буйствовали снаружи, внутри вас должно оставаться спокойное, прозрачное и холодное \"лунное озеро\", через которое вы наблюдаете как бы со стороны за происходящим вокруг. Как будто у вас две кожи. И эти две кожи обычно не должны сражаться. Как правило, хороший актер-певец поднимается до гениальности в моменты высшего духовного напряжения. Как и в жизни, в песне моменты великих свершений не происходит каждую минуту. Поэтому у хороших актеров-певцов срастание двух кож приходится только на момент кульминации. Тогда ошарашенный зритель долго не может прийти в себя. Если же вокалист кричит на надрыве всю песню, это скорее утомляет и заставляет усомниться в его профессиональных качествах.