Китайская культура и история дали рождение многим философским и практи­ческим школам фэн-шуй. Некоторые из них относятся к даосской традиции, другие к буддийской, третьи — к конфуцианской. Некоторые специалисты создают свои собственные школы и методы фэн-шуй; пример тому — школа Черной Секты тантрижского буддизма, которая представляет собой совокуп­ность разнообразных практических и духовных учений. Развивается также течение, называемое дзэн-фэн-шуй или нью-эйдж-фэн-шуй, но это уже не класси­ческий китайский фэн-шуй, а чаще всего — вообще не фэн-шуй.

За прошедшие тысячелетия возникало много школ и направлений фэн- шуй. Некоторые из них были очень популярны в свое время, но ныне они не востребованы. Все сохранившиеся до нашего времени школы и методы расчетов можно отнести либо к школе форм, либо к школе компаса, либо же они сочетают приемы и принципы обеих этих школ.

Есть мнение, что основы для школы форм заложили крестьяне юга Китая. Купцы из северной части Китая захотели воспользоваться существу­ющей в южной части системой фэн-шуй. Но на севере не было ни подобных гор, ни рек, ни других элементов окружения, которые могли бы послужить необходимыми точками отсчета. Однако им было ясно, что система, столь успешная на юге, не могла быть совсем бесполезной на севере, и они нача­ли искать другие «точки опоры» для анализа окружающей среды. Такими «точками опоры» оказались стороны света. Так северокитайские купцы основали вторую большую школу фэн-шуй — школу компаса.

Тысячи лет обе эти школы фэн-шуй развивались вместе, так что сегодня многие методы фэн-шуй сочетают приемы обеих школ.

ШКОЛЫ ФЭН-ШУЙ

   Школу форм можно считать самой древней школой фэн-шуй. Она осно­вана на классификации ландшафтов и исследует влияние видимого окру­жения на объект. Изначально мастера школы форм занимались выбором благоприятного места для захоронений и правильным их расположением на местности. С образованием Китайской Народной Республики методы анализа ландшафтных форм стали использоваться для анализа зданий в городах, поэтому принципы классической школы форм совершенство­вались и приспосабливались к исследованию не только природных, но и рукотворных форм, таких, как дороги, мосты, высотные здания и т. п.

 

ШКОЛЫ ФЭН-ШУЙ
   Школу компаса
называют также школой Сань Юань (трех периодов). Именно в ней появился метод летящих звезд, описывающий состояние и движение энергии в доме. В настоящее время метод летящих звезд стал очень популярен, он настолько развился и усовершенствовался, что сегод­ня можно говорить о выделении этого метода в отдельную школу — школу летящих звезд Сань Юань.

Среди школ, которые сохранились до нашего времени и методы которых широко используются, можно выделить школу трех периодов (Сань Юань) и школу трех гармоний (Сань Хэ). Каждая из них основана на разных прин­ципах и имеет свой лопанъ (специальный аналитический компас).

   Школа трех периодов изучает динамику изменения сил природы во времени, и в ее основе лежит концепция времени. Фактор времени отобра­жается числами, астрологическими символами, триграммами и гексаграмма­ми (мантическими фигурами «Книги Перемен», состоящими из сплошных и прерывистых линий). В школе трех периодов основное внимание уделя­ется исследованию домов и зданий. Если сравнивать популярность школы трех периодов и школы трех гармоний на Западе, то можно смело сказать, что школа трех периодов очень популярна, тогда как методы школа трех гармоний почти не используются.

Поскольку хорошие мастера используют в своей работе методы разных школ, в зависимости от ситуации, и не много компасов, а один, в котором совмещены формулы разных школ, то стало трудно провести четкую грань между школами, да это и не нужно. Я, например, сомневаюсь, нужно ли считать школу летящих звезд, очень популярную и развитую в настоящее время, отдельной школой или отнести ее к школе трех периодов?

  Школа трех гармоний. Иногда эту школу называют школой трех ком­бинаций. Основная цель этой школы — добиться гармонии энергий Неба, Человека и Земли, поэтому, в отличие от школы трех периодов, школа трех гармоний использует три компасных кольца 24 гор. Школа трех гармоний фокусирует свое внимание не на самих зданиях, а на взаимодействии и связи между горами и водными потоками, а в настоящее время — между домами и водными объектами. Школой трех гармоний был разработан спе­циальный компас. Ее методы наиболее подходят для исследования домов, расположенных в окружении гор, открытых пространств и водных потоков или при исследовании домов в окружении других домов или объектов и водных потоков или просто водных объектов.

Школа Сюань Кун, или школа времени и пространства, занимается исследованием энергетического состояния домов, изначально она была дополнением к школе Сань Юань. В обеих школах строятся карты летящих звезд, описывающих энергетику здания. Отличаются же они тем, что по- разному интерпретируют значения звезд звездной карты.

  Школа Ба Чжай, школа Багуа или школа восьми дворцов — самая молодая школа традиционного китайского фэн-шуй, ей всего около 300 лет. Она занимается исследованием взаимодействия дома и его жильцов, при­чем дом определяется по направлению его фасадной стороны, а люди — по их персональным звездам или числам, рассчитанным по году рождения. Именно эта школа делит людей на две группы — западную и восточную. Школа утверждает, что если дом обращен в благоприятном для жильца направлении, то это хорошо отразится на его судьбе. Она использует про­стой компас с восемью компасными направлениями. Однако у этой школы есть один недостаток: она не учитывает фактор времени. Изменения во времени лучше всего позволяет отследить школа летящих звезд.

Хорошие мастера используют методы всех известных им школ, в зави­симости от поставленных задач и особенностей объекта. Искусство масте­ра и состоит в том, чтобы подобрать и использовать именно тот метод, который лучше всего подходит к исследуемой ситуации и даст наиболее адекватные результаты.

 

Источник материала : Учебник Фэн-Шуй 2007 , автор Лев Игельник,ООО Издательство "София".