Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На вершине божественного египетского пантеона, — говорит Мариэтт, известный французский египтолог, — восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он — творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».

Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до бесконечности. Все разнообразные формы, которые египетские боги принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными условиями страны и верований. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного.

Египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов и европейцу не под силу даже мало-мальски в ней разобраться самостоятельно: на две-три строки переведенного текста для рядового читателя надо писать страниц пять примечаний и комментариев — иначе он не поймёт ничего.

По большей части египетские надписи представляют собой записи о торжественных моментах, имена царей. Что до художественных текстов, то они всегда записывались на папирусах, которые, естественно, не так хорошо выдерхали испытание временем. По этой причине свод египетких текстов разрознен и неполон. Здесь мы находим сказки, гимны солнцу и Нилу, некоторое количество деловых писем. Пожалуй всё. Конечно, мифология такого древнего народа представляет интерес, но как составить о ней представление? Всё из тех же текстов, читая их, сопоставляя, по крупице собирая желаемое. Все наши представления об этой мифологической системе получены из таких вот косвенных источников.

Как и многие древние они видели начало мира в хаосе, который они звали Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Солнце а не небо вообще служит у Египтян верховным божеством, что, впрочем, понятно для такой жаркой страны. Солнце ассоциируется с Ра и Атоном. Богиня воды Тефнут тоже относится к первому поколению богов. Конечно, ведь вода в пустыне это жизнь.

Но, пожалуй, наиболее известны Сет, Осирис, Птах, Гор. Они родственники. Птах известен как отец богов. Будучи в период древнего царства божеством местного значения, затем он превратился в известного и почитаемого по всей стране прародителя. Сет и Осирис братья. Сет убил Осириса. Сын последнего, Гор, воскресил отца, но тот решил остаться в загробном мире, чтобы по справедливости судить усопших. Для Египта характерно изображение богов в виде людей с головами животных. Так, Гор имел голову сокола, а Тот голову ибиса. Соответственно, эти птицы и животные почитались и по смерти мумифицировались, равно как и кошки, посвящённые богине Исиде.

Египетская мифология нашла своё отражение в искусстве и архитектуре. Многочисленным богам посвящены святилища, гимны, сценами из их жизни полны настенные росписи, фрески. Сейчас Египет ассоциируется у всех с чем-то загадочным. Кажется, он до сих пор хранит нераскрытые тайны прошлого. Кажется, Сфинкс улыбается, глядя на нас, тщетно пытающихся разгадать её загадки. Что же, приобщимся к этой древнейшей литературе. Быть может, в ней ответ.

Око Уаджет

"Око Уаджет "Зелёное", то есть воскресшее (подобно тому, как зеленеет воскресшая весной природа) - самый сложный, поддающийся лишь приблизительной дифференциации образ древнеегипетской мифологии. Оно имеет множество ипостасей и фигурирует во многих мифах и символических изображениях. Раскрыть значение этого образа в одном разделе не представляется возможным, - поэтому символику и представления, связанные с Оком Уаджет, читателю предстоит постигнуть постепенно, на протяжении всей книги.

Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око Ра и Око Хора.

Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими.

Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии - и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось с левым глазом Хора-сокола - Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым глазом - Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке."