Критический момент возможного получения травмы даже в самой безобидной ситуации

 

Чтобы сохранить свое мастерство, надо всегда следовать принципам морали и нравственности.

 \"\"

В позапрошлом году со мной произошел один случай, когда я столкнулся с неприятным для меня явлением и дал волю эмоциям. Ци буквально хлынула из меня, и я ничего не мог с этим поделать, как будто заболел чем-то серьезным. Тогда я подумал, что, когда эмоциям дает волю человек, занимающийся цигун, он наносит себе гораздо более серьезную травму, чем обычный человек. Вывод напрашивался сам собой: лучше бросить занятия. Оказавшись перед выбором, я вновь обратился к теории вопроса и, изучив ряд трудов, пришел к следующему заключению: в процессе занятий цигун рост мастерства обязательно должен быть подкреплен морально-нравственными принципами — чем выше уровень мастерства, тем строже должны быть требования морали. Я глубоко осознал слова учителя Пана о том, что \"следование принципам морали является магистральным направлением совершенствования в рамках учения \"цигун умственной энергии\". Если вы по какому-либо поводу демонстрируете отрицательную эмоциональную реакцию, это значит, что ваш морально-нравственный уровень еще очень низок. Поэтому, сталкиваясь с чем-либо, сначала вспомните о требованиях морали, затем подумайте о том, как отреагировали бы на это другие. Постарайтесь понять, что жизнь далеко не совершенна, мобилизуйте свою способность к самоконтролю. Тогда станет возможным в любой ситуации сохранять душевное равновесие и спокойствие ци, приверженность принципам морали, что, несомненно, послужит на благо дальнейшего совершенствования ваших способностей.

 

Критический момент ироничного отношения посторонних

 

Насмешки и иронию следует встречать насмешками и иронией. Во время занятий в присутствии посторонних они иногда начинают подтрунивать над занимающимися. Раздаются вопросы и реплики типа: \"Можешь взлететь на небо? \"; \"На своей ци ты помчишься быстрее самолета\"; \"Смотрите, всегда было восемь святых, а теперь девятый появился\" и т. д. На собственном опыте я убедился: дело не в том, смеются над тобой или нет, а в том, как ты к этому относишься. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ирония окружающих отражалась на ваших занятиях. Относитесь к непониманию с двойной иронией: ты смеешься над тем, что цигун — глупое занятие, а я — над тем, что только глупец не занимается цигун; ты смеешься над тем, что всегда будешь больным, а я — от радости, что могу быть здоровым и жить долго.

Критический момент отсутствия спокойной обстановки

 

Занятия в неблагоприятных условиях являются хорошим испытанием закаленности \"духа\". Если вы попали в шумную обстановку, продолжайте спокойно заниматься. Обстановка, в которой проходят занятия, оказывает на них большое влияние. Здесь я говорю о шумной и суматошной обстановке, царящей, например, на производственном совещании, в поезде, на котором вы отправились в командировку, или в гостинице, в которой вы остановились, дома, накануне праздника, когда собрались гости, и т. д.

 

Мои рекомендации сводятся к следующему: если вы оказались в подобной обстановке на \"вынужденном\" этапе занятий, то занятие следует прекратить; если на \"добровольном\" этапе — его следует сократить; если на \"фанатичном\" этапе — следует продолжать занятия как обычно. В спокойном месте \"пестуется ци\", в шумном месте закаляется \"дух\". Когда вы оказываетесь в шумной обстановке, это всегда удобный случай, чтобы поработать над своим \"духом\".

 

Однажды зимой мне пришлось побывать в командировке в г. Шицзячжуан. Я остановился в городской гостинице. Обстановочка в ней была еще та! После соответствующей подготовки я вышел в коридор, где беспрерывно в разных направлениях сновали люди, и, не обращая на них никакого внимания, повернувшись лицом к стене, отзанимался как обычно более двух часов, причем, как это и бывает всегда, погрузился в \"состояние покоя\". В машине очень удобно выполнять упражнения в положении сидя, что всегда и делаю. В новогодний праздник я встаю раньше на два часа и, когда начинают приходить гости, уже заканчиваю занятия. В общем, когда вы попадаете в неблагоприятную для занятий обстановку, закаляйте ваш \"дух\".

Критический момент повседневных неприятностей

 

Во время занятий сохраняйте в спокойствии сердце и душу. Если же вас постигли неприятности и вы не можете успокоиться, все равно занимайтесь.

 

В жизни, к сожалению, бывают такие периоды, когда неприятности идут чередой. Они переворачивают душу, не дают ни на минуту успокоиться, действуют так, что во время занятий ни стоять, ни сидеть не можешь. Когда я впервые столкнулся с такой ситуацией, первое, о чем я подумал, было: прервать занятия и дождаться, когда придет успокоение. Однако, вспомнив известную истину \"на день остановишься, десять будешь нагонять\", понял, что этого делать не следует. Даже если беспокойство не прошло, все равно надо заниматься, даже через силу. Неприятности обычно наваливаются с утра, а вечером надо заниматься. Посторонние мысли никак не выходят из головы, продолжать занятия просто невозможно. В этот момент надо проявить решимость, заниматься во что бы то ни стало, пусть даже это превратится в подобие производственной гимнастики. Просто помахать руками полезнее, чем вообще ничего не делать.

 

В тот день я начал с методики \"направление ци в макушку пригоршнями\". Вскоре мои мысли успокоились, и я вернулся в нормальное состояние. После перехода к методике \"формы и духа\" я чувствовал себя вообще просто прекрасно. Простояв \"столбом\" сорок минут, я успешно достиг \"состояния покоя\". В другой раз я начал занятия с болью в животе. Накануне я съел что-то холодное, и, когда пришло время заниматься, я просто не мог стоять. Тем не менее, я нашел в себе силы и выполнил пять этапов методики \"духа и тела\". В этом момент у меня заурчало в животе, и боль прошла. В конце концов я понял: перед лицом неприятностей или плохого самочувствия нельзя отступать, надо смело вступать в бой.

Критический момент нетерпеливого ожидания результатов

 

Долгие испытания закаляют волю. Когда начинает казаться, что долгие занятия не прибавляют мастерства, единственное, что следует предпринять — систематично и терпеливо продолжать занятия.

 

Действительно, рано или поздно наступает время, когда кажется, что, сколько бы ты ни занимался, мастерства уже не прибавится. Человек перестает замечать динамику своего развития. Даосское учение об \"искусстве внутренней пилюли\" гласит: через три года наступает начальная стадия готовности пилюли, через шесть лет — средняя, через девять — полная.

 

Прозанимавшись восемь лет, я должен был быть где-то на стадии средней готовности пилюли, ближе к полной, но особых изменений в себе не ощущал, и мастерство ничем себя не проявляло. Тогда-то у меня и появилась расхолаживающая мысль о том, что результат не зависит от объема проделанной работы, раз уж роста мастерства не видно, достаточно будет просто поддерживать его на прежнем уровне.

 

К счастью, у меня хватило теоретической подготовки, чтобы сообразить: занятия цигун представляют собой процесс накапливания энергии, и рост мастерства происходит за счет продолжительной и тяжелой работы, т. е. действует принцип, в соответствии с которым \"при достаточном напряжении лампочка загорится сама\". На коротком отрезке времени результаты занятий действительно определить очень трудно, но если сравнить то, что было год назад, с тем, к чему пришел сейчас, то становятся очевидными большие изменения, значительный прогресс: усилилась острота восприятия, улучшилась \"проходимость\" внутри тела, повысилась ясность сознания; гораздо явственней стали проявляться \"движение в покое\" и \"покой в движении\"; значительно выше стала эффективность лечения \"испускаемой ци\"; во время занятий постоянно стали появляться разноцветные светящиеся точки и сгустки; заметные изменения произошли с \"небесными воротами\" и \"небесным глазом\". Приведенный анализ укрепил мою веру в цигун и решимость продолжать настойчивые занятия.

 \"\"

Восьмилетний опыт занятий цигун вселил в меня глубокую убежденность в том, что совершенствование в этой области — это далеко не гладкий путь. На нем встречаются многочисленные препятствия, преодолеть которые можно, только преисполнившись уверенности и решимости. Тот, кто стремится достичь высот мастерства, должен овладеть его тремя главными составляющими: в совершенстве изучить методику, досконально знать теорию и соблюдать принципы морали и нравственности. Владение методикой и настойчивые занятия представляют собой практическую основу мастерства, знание теории является путеводной нитью в практике занятий, а следование принципам морали и нравственности — гарантией того, что в процессе занятий уровень мастерства будет непрерывно повышаться. Все три фактора действуют только в единстве. Заниматься теорией и соблюдать нормы морали без практических занятий — пустая трата времени, практические занятия без опоры на теорию и моральные принципы не только не способствуют росту мастерства, но и уводят совсем в другое направление.