Военное искусство ушу


Военное искусство ушу

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием.

\"\"

Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения.       

  Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, территории Уданских и Эмэйских гор.

 

Условно существует деление на \"внешние\" и \"внутренние\" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в XII в. Он учил, что \"внешние\" стили базируются на развитии физических качеств, а \"внутренние\" - на использовании жизненной силы (\"ци\") и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать \"внешние\" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а \"внутренние\" - с равнинной, огибающей их.

 

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем \"внутренние\" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддистской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом \"внешнем\" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая \"внутренняя\" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

\"\"

 Процесс обучения во \"внутренних\" и во \"внешних\" школах не сводится только к изучению различных приемов, а рассчитан на многие годы, и представляет собой широкую программу, главной целью которой является совершенствование тела, духа, личности.

 

Школы внешнего направления

 

\"Чан цюань\" (длинный кулак) - обобщающее название \"ча цюань\", двух стилей \"хуа цюань\", \"пао цюань\", \"хун цюань\", \"шаолинь цюань\", \"цзе цзяо\", \"фань цзы\" и др.

 

 После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один их хуа цюань отличаются спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы - пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.

 

\"Дуань цюань\" (короткий кулак) имеет еще названия \"дуань да цюань\", \"мянь чжан\", \"дуань да\", \"мянь чжан цюань\". Комплексов \"тао лу\" в дуань цюань всего шестнадцать - восемь начальных и восемь мастерских. В этом смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на нижнем, груди и боков - на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.

 

\"Нань цюань\" (южный кулак) - он по праву считается одним из наиболее древних и наиболее распространенных стилей. Его история исчисляется четырьмя столетиями. В \"Малоизвестных записках\", написанных более четырех веков назад, есть слова: \"В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса\" и \"семнадцать школ фехтования на копьях\". Среди этих школ есть такие, как \"чжао цзя цюань\", \"нань цюань\", \"гоу гуа цюань\", \"пи гуа цюань\" и др.

 

 Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:

  • огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: \"Одна позиция - много рук\" и \"Один шаг - несколько приемов руками\". К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: \"На юге кулаки, на севере - ноги\";
  • движения ритмичные, сила жесткая;
  • позиции устойчивы, центр тяжести находится низко;
  • переходящие друг в друга ускорения и замедления, чередования длинных и коротких ударов, взаимодополняющие мягкость и твердость, где твердость - ведущая;
  • энергия \"ци\" помещена в \"дань тянь\". Выкрик с придыханием \"ци\" побуждает силу \"ли\". Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает действия полными и мощными.

\"\"

 Среди других стилей нань цюань выделяется жесткостью и волей.

 

\"Сян син цюань\" (\"образные\" или \"звериные\" стили) - по-другому \"мо шень цюань\" (подражающий кулак) - это специфическое и своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является подражание некоторым видам поведения людей и различным животным - их действиям, повадкам и поведению в схватках. Сян син цюань стал одним из самых зрелищных стилей ушу.

 

Хотя каждый вид сян син цюань строго специфичен, тем не менее все \"звериные\" стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян син цюань просто поражает своей яркостью и выразительностью.

 

Школы внутреннего направления

 

\"Нэй цзя цюань\" - стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были несогласны с главным принципом Шаолиня - нападением - и справедливо считали , что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: \"...посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу\". Для того чтобы новое направление отличалось от стиля \"шаолинь цюань\", ему дали имя \"нэй цзя цюань\". Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей \"тай цзи цюань\", \"син и цюань\" и \"ба гуа чжан\" были объединены под одним названием \"нэй цзя цюань\". А школа \"шаолинь цюань\" была названа \"вай цзя цюань\" (школа внешнего направления).

 

\"Тай цзи цюань\" - стили \"ян\", \"чэнь\", \"сунь\" и два стиля \"у\" объединены под общим названием - \"тай цзи цюань\". Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань имеет свои особенности: стиль \"ян\" - спокойный и распрямленный; стиль \"у\", первый: - изящен и динамичен, второй - открыт и четок; стиль \"чэнь\" - это гармония мягкого и твердого; стиль \"сунь\" - подвижен и гибок.

 

\"Син и цюань\" (направленная воли и воплощенный разум) - это обобщенное название пяти форм и двенадцати образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины.

\"\"

\"Ба гуа чжан\" - один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения \"вперед - назад\", \"влево - вправо\" бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании.

Снаряжение

 

На настоящий момент по некоторым подсчетам существует более 400 видов оружия, используемых в ушу. Среди них имеется:

более 80 разновидностей обоюдоострого меча;

 более 60 разновидностей сабли;

 более 40 разновидностей копий;

 более 50 разновидностей луков со стрелами;

 более 10 разновидностей трезубцев;

 более 10 разновидностей топоров и секир;

 более 10 разновидностей цепей;

 более 10 разновидностей булав;

 более 10 разновидностей палок;

 более 10 разновидностей дубинок.

 

 Кроме этих видов, существует еще масса видов оружия типа бороны, вил, клюки, лопаты, железной палки \"цзянь\", камней и др. - всего около сорока видов.

 

 Холодное оружие ушу - результат многовекового развития боевого оружия. Однако, не все старинное оружие стало прототипом оружия ушу. Вместе с тем, некоторые образцы оружия вовсе были неизвестны древним воинам, а широко использовались, как народные инструменты и орудия труда.

 

 И все же основным оружием ушу являются сабля, копье, меч, палка и др.:

 короткое оружие - сабля, меч и т.д.;

 длинное оружие - копье, палка, большой изогнутый меч \"да дао\" и т.д.;

 парное оружие - парные сабли, мечи, крюки и т.д.;

 гибкое оружие - девятизвенная цепь, веревка с шаром \"шэн бьяо\" и т.д.

 

\"Дао шу\" (искусство владения саблей) - это искусство ближнего боя. Его козырь - дерзость скорость, напористость, смелость и всевозможные обманные действия. Его можно отнести к молодежным стилям. Имеется много разновидностей ударов - они могут быть рубящие, секущие, висящие, колющие, проникающие, могут носить обманный характер и должны быть строго согласованны с движениями другой руки.

 

Цзянь шу (искусство фехтования с прямым мечом) тоже применяется в ближнем бою. Многочисленные уколы, удары в болевые точки, сокрушительные удары мечом и координированные действия другой рукой составляют \"цзянь шу тао лу\". Скорость и ловкость, непринужденность, взаимодополняющие твердость и мягкость, ритмичные и легкие движения тела отличают цзянь шу от других видов.

 

\"Цян шу\" (искусство владения копьем). Цян шу - искусство боя на дальней дистанции. Блокировки, захваты, колющие удары предшествуют основным броскам и добивающим ударам, которые и образуют этот комплекс. Особенность этого комплекса такова: удар копьем является продолжением линии, начинающейся в ногах - источнике силы, - которая затем проходит через поясницу и концентрируется на острие.

 

\"Гунь шу\" (фехтование на палках), так же как и копье, относится к длинному оружию. Комплекс состоит из размашистых, колющих, протыкающих ударов. Его особенность заключается в использовании обоих концов палки, применении поперечных и продольных ударов, в смелости и быстроте.

 


Количество показов: 1873

Возврат к списку

(Нет голосов)





Яндекс.Метрика