Несмотря на огромный прогресс современной медицины, во всём мире неуклонно растёт интерес к Аюрведе и повышается спрос на услуги аюрведических врачей. Причиной тому служат уникальные особенности этой науки о здоровье.

 

      Акцент на поддержание здоровья и профилактику заболеваний

 \"\"

      На сегодняшний день для медицины характерна скорее \"нездоровая\", чем \"здоровая\" направленность. Основные усилия прикладываются к тому, чтобы вылечить уже возникшие, проявленные болезни. Профилактические меры применяются лишь по отношению к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Эффективность подобного рода лечения не всегда безупречна - часто вакцины оказываются недостаточно сильными для профилактики эпидемических заболеваний.

      Аюрведа, в свою очередь, делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это - её основная, первичная цель, тогда как лечение уже возникших заболеваний - лишь дополнительная, вторичная цель. Помимо диеты, в ней разработаны и приводятся определённые рекомендации по соблюдению режима дня и ночи, для разных сезонов - дина-чарья, ратри-чарья и риту-чарья, - а также по поведению индивидуума в обществе, ачара-расаяна, - и всё это безусловно предупреждает развитие различных недомоганий.

 

      Целостный подход к проблемам здоровья

 

      Вопреки настоящим тенденциям аллопатической медицины к узкой специализации и лечению каждого органа по отдельности, в изоляции от других, в Аюрведе тело рассматривается как единое целое. Различные его части функционально взаимосвязаны. Если болезнь сосредоточивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуются и подвергаются лечению как эта, так и другие части человеческого организма. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта. Слабительные средства, например, прописываются при лечении бронхиальной астмы, сердечных расстройств, артритов, аллергии и кожных болезней.

 

      Психосоматическая теория

 

      Наряду с целостным подходом к лечению тела и учением о функциональном единстве всех его частей, в основу Аюрведы заложено учение о тесной взаимосвязи тела и ума. Работа ума непосредственно влияет на функционирование различных частей тела, и наоборот. Богохульство и интеллектуальный цинизм, неполноценный контакт органов чувств и их объектов и неблагоприятное влияние природы и времени - праджнапарадха, асатмьендрийартха-самйога и кала-паринама - все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны правильное осознание, нормальная работа органов чувств и их взаимодействие с объектами внешнего мира и благоприятные внешние условия ведут к обретению физического и душевного благополучия. Исходя из описанного психосоматического подхода, Аюрведа предписывает определённые нормы поведения как для сохранения нормального здоровья, так и для лечения болезней. А при лечении психических отклонений также очень важны чистота принимаемой пищи и чистоплотность, опрятность пациента.

      При оценке здоровья и лечении болезней, помимо тела и ума, необходимо учитывать и состояние души. Согласно Аюрведе, грешник не может быть здоровым, а поистине здоровый человек всегда далёк от совершения недобродетельных поступков. Поэтому в Аюрведе описываются различные средства обретения духовного роста, а также многие религиозные обряды, ритуалы и другие виды духовной практики, способствующие излечению от болезней. Аюрведа указывает на важность духовной практики как таковой, не останавливаясь на какой-либо определённой религии.

 

      Вера в закон кармы и в жизнь после смерти

 

      Аюрведа основывается на твёрдой вере в существование прошлых и будущих жизней, вплоть до достижения душой освобождения. Хорошие и плохие деяния прошлой жизни определяют условия рождения в жизни нынешней. Влияние прошлых деяний называется карма, или дайва. Накопленная в прошлой жизни плохая карма является причиной множества заболеваний, не подвластных лечению с помощью обычных терапевтических средств. Подобные болезни могут быть вылечены только путём совершения благих поступков в этой жизни, а также посредством выполнения духовной практики и религиозных обрядов.

      Карма - это отражение работы ума, его врождённых склонностей - самскар. Плохая карма стимулирует в уме качества страсти и невежества - раджас и тамас. После смерти такое сознание, захваченное качеством страсти и четырьмя тонкими элементами - раджасом и бхутами, - трансмигрирует в матку будущей матери во время оплодотворения. Так \"отпечатки\" прошлой жизни переносятся в новое тело. Полностью проявившись, сознание плода начинает оказывать влияние на сознание матери, и у неё возникают различные желания, временами достаточно необычные и неестественные. После рождения ребёнка воздействие продолжается - и, как результат, в характере матери могут появиться новые, ранее не свойственные ей черты. Поэтому Аюрведа указывает на то, что хорошие поступки, совершённые в этой жизни, являются причиной счастья в следующем рождении.

 

      Взаимосвязь микрокосма и макрокосма

 

      Аюрведа относится к индивидууму - микрокосму - как к миниатюрной копии Вселенной, макрокосма. В человеке присутствуют все аспекты Вселенной, следовательно, любое изменение в окружающей среде влияет на его тело, ум и душу. В свою очередь, все действия, речи и мысли человека положительно или отрицательно сказываются на окружающей среде. Аюрведа отмечает, что занятия религиозной практикой, доброжелательная речь человека, так же как и его спокойный, трезвый ум и здоровое тело, помогают очистить окружающую среду, освободить её от физических, химических и микробиологических видов загрязнения и негативных вибраций.

      Аюрведа особо подчёркивает важность практики позитивного мышления, а также чтения молитв и мантр. Каждое слово в любом религиозном тексте является мантрой, так как оно освящено пророками, святыми и проповедниками этих религий. Произнесение молитв и мантр, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает воздействие не только на отдельную личность и её окружение, но и на всю Вселенную, макрокосм. С помощью молитв и мантр можно научиться использовать космическую энергию ради блага всех живых существ.

 \"\"

      Лечение пациента, а не болезни

 

      Помимо симптомов болезни, для назначения соответствующего лечения в Аюрведе необходимо выяснить и некоторые другие особенности пациента, а именно: общее физическое состояние, склад ума, силу воли, возраст, размеры тела и его элементов, полноценность питания и режима, качество тканей, их плотность и прочность - шарира-пракрити, манаса-пракрити, саттва, вайяс, прамана, сатмья, шара и самханана. Поэтому двум пациентам с одним и тем же заболеванием могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает важность индивидуального подхода к каждому конкретному пациенту - \"пурушам пурушам викшья\".

      В Аюрведе некоторым болезням даны определённые названия, например: джвара - лихорадка, или раджа-якшма - туберкулёз; лечение подобных заболеваний, описываемое в аюрведических текстах, различается в зависимости от стадии и степени тяжести недуга, а также от общего состояния пациента. Но в этой связи не должно создаться впечатления, что Аюрведа может вылечить только эти, описанные, болезни и не имеет понятия ни о каких других. Описание болезней, обладающих названием, служит скорее иллюстрацией к тому, как надо лечить все остальные, \"безымянные\" заболевания. Количество болезней неисчислимо, так как существует бесконечное число комбинаций вызывающих их факторов, и нет ни возможности, ни необходимости описывать их все на бумаге. Исходя из аюрведических текстов, становится ясно, что необязательно знать название болезни для того, чтобы начинать её лечение.